Главная / История / Rolls-Royce Phantom IVКарта сайта

Rolls-Royce Phantom IV

17 февраля 2007

Во время недавнего визита президента России В.В. Путина в Испанию корреспондент одного из ведущих отечественных телеканалов сообщил в своем репортаже следующее: «Король Испании предложил Путину для поездки в загородную резиденцию воспользоваться выпущенным в 30-х годах автомобилем Rolls-Royce, который Гитлер подарил диктатору Франко. Путин отказался». Возможно, цитата не совсем точна, но смысл передает верно. Получилась «клюква». Нет, предложение прокатиться на старом «роллсе» наверняка было. Хорошо известно, что такой автомобиль, и не один, есть в королевском гараже. И остались они действительно от Франко. Пару лет назад, например, открытый Rolls-Royce использовался по случаю бракосочетания наследника престола, и фотографии свадебного кортежа обошли всю мировую печать. Скорее всего, именно эту машину король предлагал Путину.
20-3l
Но все остальное – целиком на совести корреспондента. Прежде всего, с чего бы это Гитлер стал дарить Франко автомобиль, сделанный в Англии – стране-противнике в предстоящей войне? К тому же в самой Германии не было недостатка в представительских автомобилях высшего класса, можно вспомнить 12-цилиндровые Maybach Zeppelin и Horch или компрессорный 8-цилиндровый Grosser Mercedes. Логичнее было бы прислать в подарок испанскому диктатору что-нибудь из этого списка. Но самое главное, что все 3 принадлежавших Франко Rolls-Royce были выпущены вовсе не в 30-х, а в 1952 году, когда от Гитлера оставались уже лишь недобрые воспоминания да обгоревшие кости, до сих пор, кстати, хранящиеся в закромах бывшего КГБ.

20-2l

В истории известнейших автомобильных марок некоторые модели, занимают сверхэксклюзивное положение. Причины этого могут быть разными. Здесь и отточенность конструкции, и выдающийся дизайн, и, как правило, крайне ограниченный объем производства, подразумевающий недоступность для рядового покупателя. В качестве примера можно упомянуть компрессорный Alfa Romeo 2900, выпущенный в 40 экземплярах и считавшийся в свое время самым скоростным серийным автомобилем. Или семерку Bugatti 41 Royale, поражавших своими размерами, роскошью и ценой. Или трехосные штабные Mercedes G4 – их сделали 57 штук, ничтожно мало в масштабах компании.

Есть подобная машина и у Rolls-Royce. Имя ей – Phantom IV. Всего 18 шасси этой модели, самой редкой за всю историю компании, было выпущено с 1949 по 1955 год. Но дело не только в количестве. До сих пор Phantom IV остается единственным Rolls-Royce с рядным 8-цилиндровым двигателем. Главная же особенность автомобиля заключалась в том, что поставлялся он исключительно монархам, представителям правящих династий и главам государств. Цена при этом разглашению не подлежала, а одним из условий поставки был запрет на последующую перепродажу. Владельца обязывали вернуть машину на завод – в случае, когда надобность в ней пропадет. Неважно, сколько лет спустя. Забегая вперед, отметим, что последнее условие в силу различных обстоятельств не всегда выполнялось. Тем не менее, большинство Phantom IV до сих пор находятся у первоначальных владельцев или у их наследников.

20-5l

В свое время появление у Rolls-Royce рядного 8-цилиндрового нарушило традиции компании. В 20–30-х годах Генри Ройс и его команда игнорировали рядную «восьмерку», тогда уже нашедшую применение по обе стороны Атлантики. Они считали, что придать необходимую жесткость слишком длинному, по их мнению, коленчатому валу и блоку не получится, и это может привести к недопустимому росту шума и вибрации. А ведь бесшумность и плавность работы двигателя всегда были одним из китов, на которых покоилась репутация марки. Но, с другой стороны, не давали покоя достижения конкурентов. Поэтому, выпустив в 1935 году модель Phantom III, компания поступила, как штангист, пропускающий на соревнованиях промежуточный вес, и перешла от привычной рядной «шестерки» сразу к V12. Однако этот двигатель оказался излишне сложным и не очень надежным.

В годы войны была разработана целая линейка новых моторов, имевших от 4 до 8 цилиндров, для перспективных послевоенных моделей. Впрочем, от 4-цилиндровой схемы Rolls-Royce отказалась очень скоро и основные усилия сконцентрировала на 6-цилиндровой. Параллельно испытывались несколько прототипов автомобилей с рядной «восьмеркой». Одним из них был экспериментальный Bentley, получивший прозвище «ошпаренная кошка», – говорят, за исключительную динамику. Случилось так, что этот автомобиль несколько раз побывал в руках герцога Эдинбургского, будущего супруга принцессы Елизаветы, ставшей позднее королевой Елизаветой II. Мощность, легкость управления и скоростные показатели «кошки» произвели на герцога исключительно благоприятное впечатление. К его мнению в компании, конечно, прислушались, но маловероятно, что именно оно сыграло решающую роль, когда встал вопрос о выборе двигателя для нового парадного автомобиля британской короны.

Члены королевской семьи и раньше приобретали «роллсы», но то были их личные автомобили. Для официальных же выездов с начала века использовались модели компании Daimler. Поэтому возможность изменить устоявшуюся традицию была воспринята на Rolls-Royce как вызов. Заказ Букингемского дворца на официальный автомобиль для принцессы Елизаветы поступил в самом конце 40-х годов.

И все же первым в серии Phantom IV стал не королевский лимузин, а послуживший его своеобразным прототипом пикап. Построенный в 1949 году, он оставался в собственности компании до самого списания в 1963-м и использовался для перевозки небольших грузов на территории завода и вне ее. Вероятно, это был самый шустрый пикап, по крайней мере, в Англии – его водитель однажды был оштрафован дорожной полицией за превышение скорости.

Надо сказать, что в послевоенные годы в планы Rolls-Royce не входил выпуск больших представительских автомобилей. Но отказаться от высочайшего заказа? Такое не могло присниться в самом страшном сне! К тому же «восьмерка», нашедшая неожиданное применение на некоторых образцах военной техники, была уже доведена до ума. Остальные узлы будущего автомобиля позаимствовали, несколько изменив, у серийного Silver Wraith. И без того массивное шасси с Х-образным усилителем в средней части еще более упрочили, колесную базу удлинили до 145 дюймов (3683 мм). На шасси водрузили двигатель объемом 5,675 л, получивший внутризаводское обозначение В80. Относительно его мощности компания хранила традиционное молчание, однако было известно, что «коммерческий» (читай военный) вариант развивал 162 л.с. Даже в адаптированном к легковому автомобилю исполнении, снабженный воздушными фильтрами и впечатляющих размеров глушителями, это был, скорее всего, самый могучий и рафинированный автомобильный мотор в Соединенном Королевстве. Позже стало известно, что его мощность достигала 145 л.с. От выпускавшихся ранее агрегатов новый двигатель отличался алюминиевой головкой, единой отливкой картера и блока, верхними впускными и боковыми выпускными клапанами. Его возможностей вполне хватало, чтобы разогнать автомобиль массой 2,25 т до более чем 160 км/час. Впрочем, гораздо более важной была способность «фантома» во время официальных церемоний плестись со скоростью пешехода без перегрева двигателя. Здесь помогала надежная система охлаждения.

Крутящий момент передавался через сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатую механическую трансмиссию с синхронизаторами на трех верхних передачах. Позже ее заменили «автоматом» – например, такой получили некоторые экземпляры выпуска 1954–1955 годов. Прочие элементы конструкции перекочевали, как уже говорилось, с Silver Wraith с минимальными изменениями. Передняя подвеска независимая, рычажная, с цилиндрическими пружинами, задняя – зависимая рессорная, гидравлические рычажные амортизаторы регулируемой жесткости, барабанные тормоза с сервоусилителем. В целом – яркий пример британского консерватизма. Да и кто сказал, что королевский автомобиль может быть объектом для технических экспериментов?

Целый год понадобился кузовщикам из Mulliner, чтобы соорудить соответствующий назначению машины просторный кузов. К шасси он крепился посредством эластичных резиновых подушек. Внешность получилась несколько архаичной, с выраженными объемами крыльев и отдельно стоящими фарами. Даже при монументальных размерах машины – длина 5,8 м, высота 1,88 м –в ее багажнике не нашлось места для запасных колес и их разместили в нишах передних крыльев. Чтобы представить габариты этого дворца на колесах – крыша популярной малышки Mini оказалась где-то на уровне капота «фантома».

Для удобства посадки и высадки коронованных пассажиров широкие задние дверцы открывались назад. Салон, как подобает автомобилям такого класса, был отделен от водителя перегородкой, вместе с тем внутренняя отделка не отличалась крикливой роскошью, свойственной американским автомобилям. Застекленный люк в крыше над задним сиденьем закрывался шторкой с электроприводом. Само сиденье имело продольную регулировку. Чтобы была возможность отгородиться от толпы любопытных подданных, задние боковые окна снабдили металлическими панелями. В отличие от всех остальных «роллсов», решетку радиатора королевского «фантома» украшала конная фигурка святого Георга, поражавшего копьем дракона.

Почетный заказ сдали 6 июля 1950 года. А через 3 года был готов второй Phantom IV, очень похожий на первый, но с кузовом ландо от Hooper – со складным мягким верхом над задним сиденьем. Именно этот автомобиль, окрашенный в черный и темно-бордовый цвета, использовался во время коронации Елизаветы II в 1953 году. Формально он принадлежал компании Rolls-Royce, и лишь в 1959 году перешел в собственность короны. Отметим, что этот «фантом», учитывая характер островной погоды, оказался менее практичным, поскольку его складной верх нельзя было поднять или опустить во время движения. Из 17 поставленных клиентам Phantom IV не было и 2 идентичных. И только 1 получил кузов иностранного производства – 4-дверный кабриолет для принца Талал аль Сауда из Саудовской Аравии делало ателье Franay. Кузова остальных «призраков» созданы в Mullener и Hooper, 9 и 7 соответственно, это были лимузины, седаны, ландо, 2-х и 4-дверные кабриолеты, а также 1 вариант под названием седанка де виль без крыши над передним сиденьем. Заказчиком последнего варианта был другой известный ближневосточный принц и плейбой Ага Хан.

После премьеры королевского «фантома» на компанию посыпались заказы, главным образом от нефтяных монархов арабских стран. В Англии в результате осталось всего 6 экземпляров, включая пикап и 2 машины из королевской «конюшни». Испанский диктатор Франко заказал сразу 3 бронированных автомобиля – 2 лимузина и уже упоминавшийся кабриолет. Еще 3 машины ушли к эмиру Кувейта, по 2 – в Иран и Ирак.

По-разному сложились судьбы «призраков». Большинство из них благодаря тщательному уходу и своевременному обслуживанию находятся в прекрасном состоянии у первоначальных владельцев. Но есть и примеры другого рода. Из двух Phantom IV шаха Ирана один был уничтожен после переворота 1979 года и прихода к власти в стране аятоллы Хомейни. Другой в это время пребывал в Англии на очередном техобслуживании. Эта машина стала яблоком раздора между семьей смещенного шаха и новой властью. Последняя мотивировала свои претензии тем, что автомобиль был фактически оплачен деньгами иранского народа. Юристы решили этот спор в пользу Хомейни, после чего «фантом» пошел по рукам, а о народных деньгах никто, конечно, больше не вспоминал.

Похожая ситуация сложилась в Ираке. В 1953 году принц-регент Абдулилла приобрел лимузин Hooper специально для коронации своего племянника Фейсала. Обоих в лучших революционных традициях расстреляли после переворота в 1958 году. Так или иначе, машина короля тоже оказалась в Лондоне и в Ирак больше не вернулась. В 2004 году она была представлена частным коллекционером на ежегодном конкурсе в Пибл Бич в Калифорнии.

Таким образом, почти все «королевские призраки» (16 экземпляров) дожили до наших дней, преодолев полувековой рубеж. Более того, они остаются в строю и на покой, похоже, пока не собираются.

Источник: http://www.motor.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top