Обвес: Аэродинамический обвес
Каждый, кто мало-мальски разбирается в автомобилестроении, не раз слышал, что аэродинамика является одной из важных характеристик автомобиля. Однако число тех, кто понимает, что к чему и почему значительно меньше.
Перед написанием этой статьи я долго думал, как преподнести этот материал. С одной стороны материал по аэродинамике должен находиться в разделе «Технологический-тюнинг», с другой аэродинамический обвес это один из основных элементов дизайна автомобиля. Посовещавшись, мы решили, что раз аэродинамика и аэродинамический обвес столь тесно связанны, то хоть это и не имеет отношения к дизайну, но материал должен размещаться в разделе «Стайлинг».
Первое с чего мы начнем, это с того, что же такое аэродинамика. Наука эта сформировалась в ХХ веке в связи с появлением авиации, а впоследствии перешла и в автомобилестроение. Ее задачей является определение сил, действующих на обтекаемое газом тело, распределение давления на его поверхности и скоростей в газе, его обтекающем. Интерес к этой науке появился у автомобилистов по тому, что на скоростях, которые стали достигать автомобили, влияние встречного потока воздуха более чем ощутимо, и простым сглаживанием форм тут уже не обойтись.
Автомобиль на скорости от 140-150 км/ч и выше «пробивает» брешь в толще воздуха, оставляя позади себя поток с беспорядочными завихрениями воздушных масс – «турбулентную зону», говоря научным языком. Обтекая движущийся автомобиль, потоки воздуха протекают его сверху, снизу и по бокам, нижние потоки уходят под днище, завихряются, тормозятся о выступающие узлы и агрегаты. Кроме того, эти потоки создают избыточное давление под днищем и в моторном отсеке, которое приподнимает кузов и уменьшает прижимную силу, что в свою очередь, ухудшает сцепные свойства с дорогой и негативно сказывается на управляемости автомобиля. В некоторых случаях по краям скоса задней части кузова образуются мощные вихри, которые еще больше понижают статическое давление и существенно увеличивают потери на преодоление сопротивления воздуха.
Для того чтобы снизить описанные выше эффекты, инженеры-автомобилестроители предложили новые технические решения в виде спойлеров, антикрыльев, профилированные панели днища (применяются в основном на спортивных автомобилях, призваны исключить торможение воздушных масс об агрегаты автомобиля). Так же для управления воздушными потоками применяют профилированные передние и задние бампера, которые получили большое распространение среди серийных автомобилей.
Правильное применение и грамотная установка аэродинамического обвеса, создают дополнительную прижимную силу для Вашего автомобиля. Замечу что именно грамотно установленный, потому как в противном случае бездумной установкой Вы можете перегрузить одну ось и разгрузить другую, что неминуемо приведет к ухудшению поведения на дороге Вашего автомобиля.
Начнем рассмотрение функций различных элементов обвеса с переднего спойлера, обычно он располагается под передним бампером, но в последнее время наблюдается тенденция к объединению их в одно целое. Функция этого спойлера заключается в направлении воздуха вперед и вверх, нередко воздух направляется не бездумно, а в направлении вентиляционных отверстий радиатора и тормозных дисков. При хорошей компоновке достигается очень интересный эффект: понижая давление спойлер заставляет автомобиль буквально «присосаться» к поверхности дороги (не понимать буквально), это существенно улучшает управляемость, но чревато неприятностями в случае если автомобиль подбросит вверх. В мире автоспорта этот эффект давно известен и получил имя «эффект земли» (Ground-effect).
Следующим в списке элементов аэродинамического обвеса идет антикрыло. В идеале оно должно иметь профиль перевернутого самолетного крыла, что и не удивительно учитывая схожесть их функций. Для общей справки уточню, что форма эта выбрана не просто так. Всякий, кто внимательно слушал в школе уроки физики знает, что с увеличением скорости воздуха давление снижается. Проходя вдоль профиля крыла с разными скоростями воздух создает разность давлений между верхней и нижней плоскостями, заставляя самолеты взлетать, а антикрылья придавливать автомобиль к земле. Спешу заметить, что далеко не все присутствующие в продаже антикрылья следуют этому принципу. Есть еще и второй принцип на котором работают антикрылья: передняя грань крыла наклоняется вниз, в поток воздуха. Дальше не буду, вдаваться в физику, т.к. думаю что большинство из Вас не раз выставляли руку в окно движущегося автомобиля или поезда и представляют что происходит с наклонной поверхностью. Однако, как уже говорилось выше таким параметром, как прижимная сила
надо управлять очень осторожно, изменяя угол атаки Вы можете перегрузить заднюю ось, что может привести к аварии из-за потери управления.
Иная задача стоит перед спойлером. Установленный на задней крышке багажника или на крыше он призван «срывать» поток воздуха, что помогает избежать завихрений позади автомобиля за счет боле плавного «закрытия» коридора. Исчезновение воздушных завихрений способствует в свою очередь уменьшению лобового сопротивления.
Задний бампер – деталь, которая вносит наименьший вклад в аэродинамику автомобиля, используется в основном для завершения общего стиля заданного другими более функциональными элементами.
Хочу отметить так же и то, что на аэродинамику помимо вышеупомянутых элементов влияет множество других, таких, как например: дефлекторы, отрытое окно, приоткрытый люк, установленное на крышу дополнительное световое оборудование (ели речь идет о внедорожниках), даже форма зеркал заднего вида, вносят свой вклад в аэродинамику.
Прежде чем закончить статью, хочу отметить еще один немаловажный факт: Улучшение аэродинамики начинает проявлять себя только на скорости свыше 120км/ч. Реальный же результат будет виден, вообще, только при движении со скоростью свыше 140–160км/ч. Поэтому, если ваш автомобиль эксплуатируется только в городских условиях, либо Вы просто предпочитаете спокойную езду, то стоит серьезно задуматься имеет ли смысл Вам вкладывать деньги в подобный тюнинг.