Главная / Женский уголок / Большой и длинный…Карта сайта

Большой и длинный…

16 октября 2006

 Длинномер на дороге требует к себе внимания со стороны водителей легковых автомобилей
О том, что на дороге нужно быть внимательным, знает каждый. Но среди тысяч снующих по дорогам автомобилей встречаются такие, рядом с которыми следует быть особо внимательными – и не потому, что за рулем «чайник», а потому, что они во много раз больше и тяжелее любого легкового автомобиля.


Наш рассказ – о них. Больших, длинных и тяжелых фурах. Тех самых, в которых перевозят все, что изобретено человеком.


Несмотря на их огромные размеры, помните – за рулем каждой из них сидит живой человек, нередко уставший. Тысячи километров наматывают они по дорогам всех стран. И все это время несут ответственность за груз и машину. Поэтому среди водителей-дальнобойщиков почти нет случайных людей – дороги отсеивают лишних.


При встрече с таким же дальнобойщиком можно только поднять в приветствии левую руку над баранкой – и снова он один на сотни верст!


Это кто там вдали?


Есть два основных вида длинномерных (более 6 м) транспортных средств, с которыми приходится встречаться на дороге, – автобусы и автопоезда.


С автобусами все более-менее ясно – автобус он и есть автобус.


А вот отличить сзади тягач с прицепом от обычного грузовика можно не всегда. Достаточно сказать, что КамАЗ с прицепом сзади почти неотличим от обычного грузовика. Согласно Правилам дорожного движения, на немаршрутных длинномерных транспортных средствах длиной от 12 до 22 м на задней стенке прицепа должны быть закреплены две прямоугольные пластины из светоотражающего материала размером 600х700 мм. Цвет пластин – желтый, с красной каймой. Также часто можно увидеть на заднем противоподкатном брусе красную латиницу «Long vehicle» или длинную таксу.


В ночное время узнать автобус или автопоезд проще всего по огням. На автобусах они белые (головные) и красные (хвостовые). Расположены на крыше и по сути являются габаритными огнями. Автобусы еще оснащаются бортовыми повторителями указателей поворота и дополнительными светоотражателями. Кроме того, в них иногда ночью бывают освещены окна. Так что особенных неожиданностей встреча с автобусом не сулит.


Знак автопоезда, согласно правилам дорожного движения на территории СНГ, – три оранжево-желтых огня в ряд над кабиной. Но учтите, что на европейских автопоездах (по нормам ЕС) этих огоньков нет. Кроме того, вдоль прицепа обычно светится несколько маленьких лампочек. И ваша задача в таком случае проста – узнать автопоезд. Узнали? Вот и славно.


Учтите еще такую деталь – у дальнобойных машин «ближний свет» обычно настроен несколько выше, чем у легковушек. Дальнобойщики называют его «трассовый ближний». Поэтому не спешите мигать дальним встречному автопоезду, требуя выключить свет. К тому же – из личного опыта – иногда ближний свет просто не работает, а ехать все равно нужно. Однажды нам с напарником пришлось валить всю ночь на дальнем свете, да еще без рации. Может, и повезло: не услышали ничего из того, что обычно несется в эфир в таких случаях.


Держи дистанцию


Теперь запомните: без нужды приближаться к автопоезду не рекомендуется. Причин тому несколько.


Во-первых, если, упаси Бог, на подъеме он вдруг забуксует или покатится назад, а вы плотно «висите» у него под брусом, он вас просто сомнет. Чтобы легковой автомобиль не влетел под прицеп, согласно новым евронормам безопасности, на автопоездах предусмотрены специальные противоподкатные брусья. Задний брус полуприцепа находится очень низко над землей. Но все равно при ударе приятного мало. И запоздалые вопли типа «Он же видел, я шел у него за спиной!» будет слушать в лучшем случае инспектор ГАИ, в худшем – дежурный хирург ближайшей больницы, а в самом скверном – дежурный апостол.


Во-вторых, у прицепа иногда возникает странное желание «вильнуть хвостом». Он имеет на это право – на повороте или при торможении, ведь тормозной путь многотонной громадины – до 50 метров. И несмотря на наличие АБС на прицепе и тягаче автопоезд может просто сложить, особенно в дождь. Летящий с прицепом поперек дороги автопоезд красиво выглядит только в американских боевиках. В жизни, если попадетесь под такой мах – снесет. И не почешется.


Посему – правило первое. Держите дистанцию. Особенно на подъемах, где нет полосы для обгона, на участках, где стоит знак «обгон запрещен», и на поворотах.


Мы обгоняем, нас обгоняют…


Но если не обгонять автопоезд, то можно ехать оч-чень долго – как правило, скоростные возможности фур несколько ниже, чем у легковушек. У современных автопоездов стоит ограничитель скорости, и фура на ровной дороге редко идет выше 85-90 км/ч. Посему, помимо штудирования соответствующего раздела Правил дорожного движения, не лишним будет запомнить следующее.


В том случае, если дорога узкая и двухрядная, как часто бывает в Польше или в странах ближнего зарубежья, обгон будет выглядеть так. Нужно аккуратно, примерно на треть корпуса выглянуть из-за могучей спины прицепа и помигать левым поворотником. Если дорога впереди свободна, дальнобойщик мигнет правым поворотником – это значит, что он вас увидел и впереди – чисто. Обогнав, мигните «аварийкой» – это означает «спасибо».


Далее. Если вы обогнали автопоезд на спуске или перед затяжным подъемом, постарайтесь сразу же оторваться от него и уйти вперед, ведь если впереди спуск, а потом подъем, то опытный водитель-дальнобойщик постарается взять его с разгону. В этом случае скорость автопоезда может достигать 100 – 110 км/ч, и легковушка под носом тягача будет явно лишней. Да и удержать на спуске многотонную громадину непросто.


Если же автопоезд обгоняет вас, порядок действий немного другой. Примите по возможности вправо и, когда задняя стенка прицепа уйдет достаточно далеко вперед – корпуса на три вашей машины, мигните дальним светом – дескать, можно уходить в свой ряд. Как правило, дальнобойщики, обгоняя друг друга, поступают именно так. И тогда уже вы сможете увидеть, как вам благодарно мигнут «аварийкой» или по очереди двумя поворотниками – левым и правым.


Не забудьте еще об одной опасной особенности встреч с длинномерами. При обгонах и разъездах со встречными длинномерами на узкой дороге возникает так называемый «аэродинамический эффект». Это значит, что каждый автопоезд или автобус, идущий на большой скорости, толкает перед собой своеобразную воздушную подушку. Если обгоняют вас, будьте готовы к тому, что вас отнесет в сторону – это под воздействием воздушного вала, толкаемого «лбом» тягача, а затем может ощутимо потянуть под прицеп или борт автобуса – сработает возникшее разрежение.


При разъезде на высокой скорости сила воздушного толчка может быть такова, что вырвет руль из рук. Посему – крепче возьмитесь за баранку.


И, конечно, если увидите, что фуры начинают обгонять друг друга, дайте им закончить маневр, не лезьте в драку гигантов.


А поворотись-ка…


Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, автопоезда очень маневренны. И при необходимости водитель-дальнобойщик сможет развернуться даже на очень ограниченном участке. Обычный же радиус поворота автопоезда 25 –30 метров. Он может быть и меньше, но в этом случае «погрызет» резину на прицепе.


Поэтому запомните несколько вещей. Во-первых, если автопоезду необходимо совершить правый поворот, он должен принять немного влево – прицеп при повороте описывает дугу меньшего радиуса. И поэтому, увидев, что у идущего перед вами автопоезда включен правый поворотник, а тягач уходит влево, не спешите вызывать по «мобильному» скорую помощь – у водителя «все дома». Просто такова техника прохождения поворота.


По этой же причине, как бы вы ни спешили, не лезьте под маневрирующий тягач с прицепом на улице или на трассе – сомнет. То же самое касается и случаев, когда автопоезд выезжает с пересекающей дороги. Надеюсь, нет необходимости напоминать правила проезда перекрестков? К тому же недаром в застойные годы ходил анекдот о правилах проезда перекрестков для МАЗов или КрАЗов. (МАЗы и КрАЗы были самыми большими машинами в СССР – А.Ш.). «Выехать на перекресток, убедиться в отсутствии на прилегающих дорогах другого МАЗа. Продолжить движение».


На самом же деле все не так страшно – просто у больших машин есть свои особенности прохождения поворотов. И когда увидите, что такой длинномер стоит несколько поперек дороги, это значит, что он поворачивает. А если возле него стоят сотрудники ГАИ, «скорая» и легковушка с битой «физиономией», – значит, кто-то не увидел, что он поворачивает. А дорога невнимательности не прощает.


Негабарит


Согласно Правилам дорожного движения, к негабаритным относятся грузы, превышающие 2,65 м по ширине и 4 м по высоте. То же, что принято называть «негабаритами» в широком смысле слова, чаще всего – специальное технологическое оборудование, гусеничные экскаваторы, некоторые строительные конструкции. Обозначение для негабаритов такое: сигнальные щитки или флажки размером 400х400 мм с чередующимися красными и белыми полосами. Знаки эти размещаются на крайних внешних частях груза. Поскольку негабариты возят по дорогам страны не так часто, то и встречи с ними происходят не каждый день. Посему просто – будьте внимательны. После принятия постановления Кабинета министров № 30 от 18 января 2001 года


«О проезде крупногабаритных и сверхтяжелых транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам» на крайних точках негабаритных грузов должны стоять оранжевые проблесковые маячки. И надо было видеть, как рьяно сотрудники ГАИ требовали их наличия! Поэтому сейчас, особенно если негабарит особо негабаритный, его часто сопровождают машины ГАИ. Чаще всего со включенным добавочным красным огоньком – принять к обочине и остановиться. Так и сделайте.


А ты не видел, да?


Хороший обзор из кабины – одно из важнейших требований, предъявляемых к современному тягачу. Благодаря грамотному расположению зеркал заднего вида у него практически нет «слепых» зон. К тому же, как правило, в условиях плохой погоды, недостаточной видимости, с наступлением сумерек все дальнобойщики включают габаритные огни и ближний свет.


Запомните следующее. То, что легковые машины неброских цветов на серой дороге видны хуже, – известный факт. Поэтому не экономьте светотехнику и электричество – в серые дни включайте ближний свет или хотя бы габариты. Кстати, во многих странах езда с постоянно включенным ближним светом либо в осенне-зимний период, либо в плохую погоду – требование правил дорожного движения.


И, как говорят дальнобойщики, – «шершавенькой вам!»


Александр Шульман

Top