Главная / История / Будем строитьКарта сайта

Будем строить

17 февраля 2007

 

На выпуск автомобилей в России окончательно решились сразу несколько крупных производителей

В последние месяцы от зарубежных автомобильных концернов, можно сказать, отбоя нет — все стремятся застолбить место под свой завод. Заявления о намерениях следуют одно за другим. И хотя правительство согласно последним указаниям должно сосредоточиться, прежде всего, на рождаемости и обороноспособности, находятся министры, озабоченные притоком инвестиций и экономическим развитием. Вот, к примеру, Герман Греф не так давно предупредил потенциальных инвесторов в автомобильный сектор, что «со скорым» вступлением России в ВТО ни о каких льготных условиях организации производства в нашей стране речи уже идти не будет. В то же время заключенные до этого момента соглашения правительство обязуется не пересматривать. Конечно, нет человека, который бы точно назвал срок, когда Россию примут во Всемирную торговую организацию. Но, как бы там ни было, а вначале менеджерам Volkswagen удалось, наконец, убедить самих себя, акционеров и Наблюдательный совет в целесообразности возведения сборочного производства, а вскоре и глава Nissan Карлос Гон заявил о начале строительства предприятия под Санкт-Петербургом. Пошли разговоры и о других проектах.

Место для VW

Немецкий концерн в свое время едва ли не первым выразил стремление наладить сборку своих машин на территории России. Но вначале долго производил расчеты и выговаривал наиболее выгодные доля себя условия, пропустив вперед конкурентов, а затем профсоюзы, занимающие половину мест в Наблюдательном совете, так же долго не соглашались со стратегией, предложенной главой VW Берндтом Пишетсридером. Она предусматривала сокращение производственных мощностей и рабочих мест на заводах в Германии одновременно с развитием новых сборочных проектов на перспективных рынках и в странах с меньшими издержками на оплату труда. Только слепой не увидел бы взаимосвязи между двумя этими предложениями. Поэтому профсоюзные лидеры активно сопротивлялись идее строительства завода в России. Но в итоге разумные доводы менеджмента перевесили. Необходимость роста сбыта на стратегически важном российском рынке требует присутствия на нем. Формальная поддержка Совета была получена. Дело за малым: утвердить бюджет и место возведения завода.

Предполагалось, что инвестиционное соглашение с МЭРТ Volkswagen подпишет уже в конце апреля во время визита канцлера Ангелы Меркель в Россию. Не получилось. Теперь глава МЭРТ Герман Греф уверяет, что договорится с VW в течение месяца.

Камнем преткновения для VW стало место расположения будущего завода. Прежде концерн в течение нескольких лет вел переговоры с подмосковным правительством, и вроде бы строительство в Ступино было вопросом решенным. Но на последнем этапе утверждения проекта немцы призадумались. Статуса особой экономической зоны Ступино не получил, так что на дополнительные льготы, помимо предусмотренных режимом промышленной сборки, рассчитывать не приходится. В то время как, например, китайская Great Wall намерена разместить свой завод в особой зоне «Алабуга» на территории Татарстана, и получить вместе с таможенными льготами по режиму промсборки серьезные налоговые преференции. Напомним, резидент зоны на 10 лет освобождается от транспортного, земельного налогов и налога на имущество, а налог на прибыль снижается с 24% до 20%. Немцы начали присматриваться к Ярославлю и Владимиру, хотя с точки зрения логистики Подмосковье все же предпочтительней.

Если с местом еще не определились, то с моделями — вполне. «АИ» уже сообщали об этом, но напомню: претендентов на сборку в России пока два, чешская Skoda Octavia и бразильский Volkswagen Gol (он же Pointer). Первой на конвейер встанет именно Octavia, причем это может произойти уже через два года. Кстати, модификацию Octavia Tour выпускают на украинском СП Eurocar, на предприятии Asia в Казахстане, а также на заводе Volkswagen в Боснии и Герцеговине. Это не новый и, соответственно, относительно недорогой автомобиль. Цена на Octavia Tour с двигателем объемом 1,4 л, АБС, подушками безопасности, бортовым компьютером, центральным замком, электроприводом зеркал и электростеклоподъемниками составляет $15,6 тысячи. Новое поколение под названием New Octavia с двигателем 1,4 л в базовой комплектации стоит почти на $5 тысяч дороже. Даже если в результате локализации цена на автомобиль снизится на 10-15%, вряд ли он станет самым интересным предложением для российского потребителя.

Ситуация с VW Pointer еще сложнее. Недорогая модель с усеченным набором опций, разработанная специально для бразильского рынка, не стала популярной в России. Хотя, если говорить о ценах, то на базовую комплектацию (трехдверный салон с литровым двигателем) они начинаются от $9,5 тысячи, пятидверный вариант чуть подороже — $11,3 тысячи. Но даже за такие деньги в прошлом году удалось продать лишь около 2300 этих машин. Причин провала в России этой популярной в Бразилии модели несколько. Это и крайне слабые рекламные компании, и отсутствие привлекательных кредитных схем. Но главное заключается в том, что Pointer не соответствует представлением россиян об иномарке, разве только по цене. И дешевый автомобиль не должен, по нашим представлениям, слишком разочаровывать уровнем комфорта, динамикой и внешним видом. Поэтому, кстати, наибольшие шансы на успех имеют в нашей стране хорошо укомплектованные машины по цене в пределах $15 тысяч.

Возможно, по мере строительства автосборочного производства модельная стратегия концерна изменится — при нынешних гибких сборочных технологиях сменить на конвейере одну модель другой не составляет труда. Тем более, объемы выпуска на российском заводе планируются немаленькие — без малого 115 тысяч автомобилей в год.

Питерская ставка Nissan

Японский концерн проблем с выбором модели для сборки в России, похоже, не испытывает. Тем не менее, президент и исполнительный директор компании Карлос Гон пока не стал говорить ничего конкретного на этот счет. Да и решение о строительстве этого завода было принято совсем недавно. Всего через неделю после появления новостей от Volkswagen Карлос Гон, подводя финансовые итоги компании в ушедшем году, сделал сенсационное заявление о начале осуществления российского проекта. Как стало известно, компания выбрала место для возведения автосборочного предприятия в поселке Каменка, что примыкает к комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

«Переговоры с Nissan шли последние 8 месяцев в ежедневном режиме», — сказала по их окончании губернатор северной столицы Валентина Матвиенко. По ее словам, власти Санкт-Петербурга смогли предложить японскому концерну лучшие, чем другие регионы, условия. Напомним, Nissan выбирал между тремя возможными площадками. Санкт-Петербург, указывается в официальном заявлении, был выбран благодаря наличию высококвалифицированной рабочей силы, привлекательной инфраструктуре, благоприятному деловому климату, а также поддержке со стороны правительства города. В частности, город взял на себя обязательства по инженерной подготовке территории завода, предоставил крупному инвестору значительные налоговые льготы.

Объем инвестиций в возведение предприятия планируется на уровне $200 млн, на первом этапе оно будет выпускать 50 тысяч автомобилей в год, Nissan намерен занять на производстве около 750 человек. Прямо скажем, не самое щедрое предложение японского концерна. Так, объем инвестиций в Индии, где Nissan также подумывает разместить автосборочное производство и завод двигателей, оценивается в $840 млн. Правда, и выпускать там намечено около 900 тысяч в год. Конечно, все это пока лишь предварительные планы — реализовать индийский проект, по слухам, планируется не раньше, чем в 2009 году. Тем не менее, поражает масштабность замыслов японцев на индийском рынке. К сожалению, применительно к России никогда не шла речь о миллиардных инвестициях ни в один из иностранных автомобильных проектов.

Хотя официально руководство компании ничего не сказало о модельном ряде для своего питерского проекта, японская газета Nihon Keizai, первой сообщившая о наличие окончательного решения по строительству завода в России, называет седаны Almera и Primera. Позже, утверждают японские источники, к легковым машинам на конвейере присоединится внедорожник или кроссовер. Более разумного решения в случае с Nissan и предположить сложно. Almera на протяжении нескольких лет является самой продаваемой моделью японской компании на российском рынке. Недорогой (в пределах $13,5-17 тысяч) автомобиль С-класса сегодня завозится в Россию из Великобритании. В списке самых популярных иностранных моделей Almera занимает шестое место. Primera несколько уступает — она на 13 месте среди иномарок. Однако эта модель все же немного опережает конкурентов — одноклассников от других японских производителей — Mazda 6 и Toyota Avensis. Впрочем, за те три года, что пройдут до начала работы питерского предприятия Nissan, многое может измениться.

Ожидается, что соглашение между МЭРТ и руководством Nissan будет подписано в середине июня во время Петербургского экономического форума. В прошлом году как раз в разгар этого мероприятия Toyota заложила первый камень в основание своего завода. Кроме того, губернатор Матвиенко сообщила, что в течение двух месяцев администрация города планирует завершить переговоры о строительстве завода с еще одним автомобильным гигантом. Поговаривают, что это может быть General Motors или Hitachi.

И это не последний автомобильный проект, который заработает в окрестностях Санкт-Петербурга. Иностранцев как магнитом тянет на российский Северо-запад. Помимо территориальной и культурной близости к Европе, регион обладает развитой транспортной инфраструктурой. Достраивается портовый терминал в Усть-Луге, который после углубления фарватера, строительства подъездных путей — автомобильной и железнодорожной магистралей, сможет стать удобным перевалочным пунктом для автомобильного импорта, а в перспективе и экспорта. Не секрет, что практически все иностранные производители, чьи сборочные проекты стартуют под Питером, рассчитывают часть мощностей использовать для выпуска автомобилей на экспорт. Таможенные и налоговые преференции, хорошая логистика, дешевые энергоносители — все это делает Россию удобной площадкой для развития автомобильного бизнеса. Всего десять лет потребовалось автопроизводителям, чтобы застроить Восточную Европу предприятиями по выпуску автомобилей и комплектующих. Но уже сегодня понятно, что потенциал российского рынка гораздо выше, чем восточноевропейского. Так что превращение Северной Пальмиры в российский Детройт не за горами.

GM секретничает

Теперь, после Ford, Toyota, Nissan и Volkswagen в списке иностранных автопроизводителей, покоряющих российский Северо-запад, не хватает лишь General Motors. Возможно, вскоре это недоразумение будет устранено. Во всяком случае, в это хочется верить. The Financial Times сообщает, что опцион на земельный участок под Санкт-Петербургом для строительства нового завода американским концерном уже получен. Более того, по данным газеты, утверждены параметры финансирования проекта. Есть и кандидат на конвейер нового завода — популярная в России модель Chevrolet Aveo. Неясно только, что делать с уже имеющимся у GM совместным предприятием в Тольятти. Напомним, что у General Motors и ОАО «АвтоВАЗ» по 41,6% обыкновенных акций СП. Кроме них в уставном капитале участвует Европейский банк реконструкции и развития, у которого 16,8% привилегированных акций.

Большинство экспертов сходится во мнении, что рано или поздно GM покинет бесперспективный союз. Отношения с новым менеджментом АвтоВАЗа складываются неважные. С момента прихода представителей Рособоронэкспорта к управлению автозаводом у них с GM возникли разногласия относительно цен на поставляемые для выпуска Chevrolet Niva машинокомплекты. В феврале пришли к соглашению — компоненты стали дороже. Но переговорный процесс ведется и поныне, цены, которые были определены ранее, являются лишь компромиссными. Развод с одновременным выкупом акций СП АвтоВАЗом стал бы наилучшим вариантом развития событий для GM. Представитель АвтоВАЗа подтверждает, что его компания изучает подобную возможность, добавив, что среди вариантов также — продажа доли GM или АвтоВАЗа в СП стороннему инвестору.

«Если появились подобные разговоры — о продаже доли GM в СП, о строительстве собственного производства в России — значит, какие-то основания для этого имеются, — полагает аналитик инвестиционной компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. — То ли руководство концерна прощупывает почву для подобного развития событий. То ли действительно готовится к равнозначному обмену — средства от продажи доли в СП на инвестиции в собственный завод. Главный капитал — опыт организации и ведения бизнеса в России — у GM есть». По мнению аналитика, стоимость доли американской компании в совместном предприятии может оцениваться в $75 млн. Этих средств вполне хватит для выкупа участка, инженерной подготовки и начала строительства нового предприятия.

В самом General Motors комментировать эти слухи отказываются. «У компании нет определенных планов по строительству завода в России, и нам нечего объявить о каких-либо возможностях по созданию производства в РФ, — заявил директор по коммуникациям GM по Центральной и Восточной Европе Марк Кемпе. — А находиться в контакте с властями тех стран, где GM ведет свой бизнес — нормальная практика для нашей компании». Впрочем, для любой автомобильной компании нормальная практика до последнего момента опровергать любую информацию о новых проектах.

На площадках

Вовсю идут работы по возведению нулевого цикла завода Toyota в Шушарах под Питером. Никаких сомнений, что в 2008 году, как и было заявлено, первые автомобили Camry сойдут с конвейера этого предприятия. Вот только не ясно пока, решится ли в последствии руководство компании на увеличение объемов выпуска до 200 тысяч автомобилей в год.

А уже работающий во Всеволожске завод компании Ford, в особом представлении не нуждающийся, в ближайшее время намерен не только увеличить объем производства, но и расширить гамму выпускаемых моделей. Соответствующее решение руководство ЗАО «Форд Мотор Компании» примет до конца этого года. Эксперты рынка полагают, что при минимальных инвестициях в новое оборудование на существующих мощностях можно быстро наладить выпуск Ford Focus C-Max. Впрочем, это может быть одна из моделей других марок, принадлежащих концерну, на что намекнул Тео Штрайт, Генеральный директор завода, выступая на церемонии по случаю выпуска стотысячного автомобиля Ford Focus во Всеволожске.

С конвейера калининградского «Автотора» уже сошли первые автомобили Chery. До конца года планируется собрать около 17,6 тысячи этих машин. «В настоящее время собраны первые партии китайских машин двух моделей — джипа Tiggo и легкового Amulet», — сказал председатель совета директоров ЗАО «Автотор» Владимир Щербаков. — В следующем году возрастет не только объем производства, но и расширится модельный ряд, предназначенный для сборки в России». Эти автомобили, с разной степенью точности воспроизводящие японские, корейские и европейские модели, будут отличаться от «предков», конечно же, более низкой ценой. Правда, учитывая низкую репутацию китайской продукции, разница в стоимости «оригинала» и «клона» многим кажется недостаточной. Руководство «Автотора» на конференции, посвященной запуску промышленной сборки двух моделей Chery, пообещало более привлекательные цены на автомобили.

Amulet с двигателем 1,6 л мощностью 94 л. с. китайской разработки позиционируют как конкурента собираемому в Таганроге Hyundai Accent. Он представляет собой давно снятый с производства Seat Toledo с измененным дизайном экстерьера. В базовую комплектацию входят кондиционер, гидроусилитель руля, магнитола с CD-проигрывателем, центральный замок, регулируемая рулевая колонка, велюровая обивка. Сейчас такой автомобиль расходится по цене от $11 тысяч. В «Автоторе» обещают, что с переносом сборки в Калининград цена на седан упадет до $9,5 тысячи. Комплектация с АБС и парой подушек безопасности обойдется в $10,5 тысячи против $12 417 за автомобиль, ввезенный из Китая.

Tiggo, скопированный с Toyota RAV4 предыдущего поколения, отличается большими, чем у прототипа, размерами. Он оснащается двигателями Mitsubishi объемом 2,0 и 2,4 л мощностью 125 и 129 л. с. В стандартное оснащение входят кондиционер, гидроусилитель, системы ABS, EBD, 2 подушки безопасности, магнитола, регулируемый руль. Правда, Tiggo поставляется только с 5-ступенчатой «механикой», автоматическая коробка передач отсутствует даже в списке опций. Калининградская сборка уменьшит цену на внедорожник с $19 990 до $14 000.

Впрочем, производственные мощности, которыми обладает «Автотор», и которые позволяют выпускать до 70 тысяч автомобилей в год, китайцам кажутся недостаточными. Поэтому в настоящее время идут переговоры о постройке в Калининграде завода, где будут собирать автомобили Chery в объеме 150 тысяч единиц в год. Кроме сварки и окраски обещают наладить штамповку кузовных панелей.

Другой китайский концерн, Great Wall, и вовсе не стал связываться с автосборщиками, решив построить собственное предприятие на территории особой экономической зоны в Татарстане. Китайцы намерены вложить $103 млн в организацию производства мощностью до 45 тысяч автомобилей в год. На этом заводе, строительство которого начнется уже в 2006 году, предполагается выпускать три модели Great Wall — пикап и два внедорожника, в том числе Hover. Напомним, сегодня в России продаются пикапы Deer G3 стоимостью от $12 186, SUV по цене от $20 490, а также боле дорогой Hover, цена на который составляет $22 450.

Пожалуй, последним крупным проектом, о котором стоит упомянуть в этой публикации, является завод по выпуску автомобилей Fiat на мощностях «Северсталь-Авто». Уже к началу 2007 года компания обещает начать выпуск итальянских малолитражек на ЗМА. Завод рассчитан на выпуск 80 тысяч машин в год, 10 тысяч — это внедорожники Rexton, остальное займет конвейер для выпуска Fiat. Выбор пал на модели Palio и Albea, которые будут собирать из комплектующих с турецкого завода Tofas.

Михаил Белов

Источник: http://www.autoizvestia.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top