Mark BIRKIGT (Марк Биркигт)
Устоявшееся понятие "классический автомобиль" подразумевает солидные размеры, высокую мощность, изысканный дизайн, тщательность изготовления, комфорт. Все это в самом высшем проявлении сошлось в автомобилях Hispano-Suiza, ставших почти легендой уже в конце 20-х годов — пору расцвета марки. Меньше известно имя того, кому история техники обязана появлением прославленного автомобиля — символа целой эпохи в автомобилестроении.
Марк Биркигт принадлежал к поколению людей, жизнь которых пришлась на примечательное время, вместившее в себя и становление автомобиля, и первые его реальные успехи, и, наконец, триумф. И во всем этом швейцарский конструктор, изобретатель и предприниматель сыграл более чем заметную роль.
Родился Биркигт 8 марта 1878 года в Женеве. В пять лет он потерял отца, а в одиннадцать — мать. Мальчика воспитывала бабушка по материнской линии, но раннее сиротство не могло не сказаться на становлении личности, на характере, в котором проявлялись и самостоятельность, и целеустремленность. Помноженные на природный талант, они принесли ему на избранном пути — а им стал автомобиль — успех, славу, почет.
Марк очень любил Женеву, Женевское озеро и сохранил эту любовь до конца своих дней, хотя большую часть жизни провел в других странах. В 1895 году он поступил в школу механики, где обратили внимание на его способности. Три года спустя Биркигт, согласно швейцарским законам, прошел школу рекрутов и получил военную специальность — оружейный мастер.
Молодому человеку хотелось повидать мир, и в августе 1899 года он оказался в Барселоне, где работал один из его друзей. Это событие стало решающим для всей его последующей жизни — в Испании он впервые столкнулся с производством автомобилей.
Биркигт поступил в "Компания Генераль Эспаньола де Кочес", которая строила электромобили и электроомнибусы. Молодой инженер быстро понял, что будущее все же за экипажами с бензиновыми двигателями, и с головой ушел в работу над ними. Первой его "пробой пера" стал легкий двухместный автомобиль с двухцилиндровым (1106 см3) мотором мощностью 4,5 л. с. и традиционной для того времени цепной передачей. Есть сведения, что один из первых построенных Биркиггом автомобилей работал еще в 1918 году, причем в качестве грузовика. Это свидетельство того, что даже самая ранняя его конструкция отличалась тщательностью исполнения и надежностью.
Следующий автомобиль Биркигга был мощнее (1825 см3, 10 л. с.) и больше. Правда, фирму, где работал конструктор, в 1901 году постигли финансовые проблемы и дальнейшее производство автомобилей стало под вопросом. Но молодой швейцарец, энергичный и предприимчивый, нашел кредиторов и занял пост главного конструктора новой фирмы под названием "Ф. Кастрой Си". Фирма строила автомобили конструкции Биркигта с моторами 4,5 л. с. и 10 л. с., получившими новое имя — "Кастро". В 1903 году появился Кастро 14НР — модель с четырехцилиндровым (2212 см3) 14-сильным двигателем и карданной передачей. Но и эта фирма просуществовала недолго — тоже подкосили финансовые проблемы, инфляция, а еще и забастовки.
Марк Биркигт и на этот раз не отчаялся. Он нашел покровителя в лице финансиста Дамиана Мате, и 14 июля 1904 года родилась фирма Hispano-Suiza (Испания-Швейцария) с начальным капиталом 250 тысяч песет. Ее техническим директором стал двадцатишестилетний Биркигт. Тогда, собственно, и началась славная история этой марки, а для конструктора открылись новые горизонты.
Выпуск модели 14НР (более поздняя версия 12-15НР) вели вплоть до 1913 года, а кроме того, была создана модель 20НР — более солидная и мощная, с двигателем рабочим объемом 3770 см3.
Успехи не заставили себя ждать. В 1905 году в Барселону приехал швейцарский промышленник Люсьен Пиктет. Случай свел его с Биркиггом, результатом чего стала покупка фирмой Пиктета лицензии на производство трехсот (по тем временам это было много) автомобилей Hispano-Suiza 20НР. И уже в 1906 году в Швейцарии фирма Пикар-Пиктет выпустила первую серию автомобилей. Их называли здесь SAG 18/24 (позднее Pic-Pic). А годом раньше три фаэтона Hispano-Suiza приобрел двор короля Испании Альфонсо XIII.
В 1907 году появилась модель 45НР с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 3414 см3, а год 1909-й ознаменовался рождением знаменитой спортивной Alphonso XIII. Двигатель ее в 2654 см3 развивал 60 л. с. при 2500 об/мин. Во французских гонках "Куп де ль’оторенне" эти машины заняли пятое, шестое и седьмое места.
В 1912 году Hispano-Suiza получила мотор рабочим объемом 3620 см3 и мощностью 64 л. с. при 2300 об/мин. С ним обычный четырехместный автомобиль развивал 110 км/ч, а спортивная версия достигала 130 км/ч — прекрасные показатели для того времени.
В характере Биркигта было постоянное стремление что-то улучшать, обновлять, действовать. На сбыт дорогих машин накладывали свой отпечаток невысокие доходы большинства испанцев и, соответственно, низкая покупательная способность в стране. Это навело его на мысль открыть филиал в более богатой Франции. В 1910 году вместе с компаньоном он снимает помещение в пригороде Парижа Буа-Коломб, а в следующем начинает там монтаж упоминавшегося уже Alphonso XIII для взыскательных и богатых заказчиков. Однако вскоре стали появляться рекламации на магнето и это привело требовательного Биркигта к поиску новых поставщиков. Так он познакомился с Жюлем Лакостом, владельцем фабрики автопринадлежностей на бульваре Страсбург, который чуть позже возглавил административно-коммерческий департамент французского отделения Hispano-Suiza.
В том же 1911 году фирма создает новый четырехцилиндровый прогрессивный мотор с верхним распредвалом и полусферической камерой сгорания. Концепция двигателя принадлежала Эрнесту Генри — швейцарскому инженеру, автору наделавших тогда много шума гоночных Peugeot. Мощность нового двигателя (3065 см3) достигала 100 л. с. Этим мотором оснащали Hispano-Suiza с разными кузовами, в том числе и гоночный одноместный, как тогда принято было говорить — монопосто. В 1913 году, наряду с этим двигателем, завод выпускал моторы рабочим объемом 2,6, 3,8 и 5,6 литра.
В годы первой мировой войны фирма прославила себя отличными авиационными моторами. Двигатель V8 развивал 140 л. с. при 1400 об/мин, и им оснащали самолеты Франции, Англии, США, Италии, Японии. На фюзеляже самолета знаменитого французского летчика тех лет — капитана Георга Гинеме был нарисован аист, который с 11 сентября 1917 года стал фирменным знаком Hispano-Suiza — в память о пилоте-асе, погибшем незадолго до этого.
В 1915 году появился прототип новой модели автомобиля, который был представлен в 1919 году на первом послевоенном Парижском автосалоне. Этот автомобиль открыл новую эпоху в истории марки и принес ей заслуженную славу. Hispano-Suiza Н6 — большой комфортабельный лимузин с шестицилиндровым мотором рабочим объемом 6597 см3, который по праву считается одним из самых лучших, созданных в те годы. Оснащенный сдвоенным карбюратором Solex, он развивал 100 л. с. при 1700 об/мин (форсированная версия — 134 л. с. при 2250 об/мин). Модель Н6 была известна во Франции под обозначением 32CV, в Испании — Typ-41, в Англии — 37.2НР. Как и многие заводы того времени, специализировавшиеся на классических автомобилях, Hispano-Suiza строила двигатели и шасси. А кузова по заказу создавали знаменитые мастерские Кельнер, Галле, Ганглофф и другие.
Модель Н6 стала уже тогда легендой. Один из известных в то время романов писателя Пьера Фронде так и назывался — "Человек на "Испано". Затем появился фильм, где внимание привлекала белая Hispano-Suiza с кузовом торпедо. Автомобили Н6 приобрели король Испании Альфонсо XIII, барон Ротшильд и другие знаменитости.
В 1921 году известный поклонник автомобилей француз Андре Дюбонне совершил на Н6 пробег Париж-Ницца, достигнув средней скорости 66 км/ч, а осенью следующего года он вывел доработанный Н6 на старт Херберт-Гран При в Монце против чистокровных гоночных автомобилей. Объем цилиндров его машины был доведен до 6,9 л, степень сжатия составила 5,75, а мощность — 150 л.с., она развивала 170 км/ч. Позже таким двигателем оснастили шесть спортивных двухместных Hispano-Suiza Monza.
В развитие "спортивной "линии появилась версия Болонья 1923 года с двигателем 7993 см3 на укороченном шасси Н6, которая завоевала первое место в большом классе на соревнованиях в Болонье.
Для того же Дюбонне фабрика авиадеталей в Ньюпорте изготовила уникальный четырехместный спортивный кузов. Его алюминиевые панели скреплялись множеством заклепок. Этот автомобиль (кстати, он был отделан деревом ценных пород) в 1924 году стартовал в знаменитых "Тарга Флорио" и финишировал седьмым, хотя долгое время шел вторым — подвела частая смена шин. Много позже этот уникальный автомобиль был продан в Англию, где его тщательно отреставрировали.
В том же 1924 году перед публикой предстала модернизированная Н6B с алюминиевым блоком цилиндров двигателя и усилителем тормозов. Шестицилиндровый мотор обладал поразительной эластичностью. На третьей, прямой, передаче автомобиль уверенно разгонялся с 30 км/ч до 130 км/ч. Модель Н6b по лицензии выпускали на чешском заводе Skoda. Отметим попутно, что Биркигт не забывал и об авиамоторах, которые в 20-х годах постоянно совершенствовались.
Hispano-Suiza стала символом французского изящества, так же как Rolls-Royce — символом британского аристократизма, а Майбах — масштабности, смешанной с немецким рационализмом. Изящество Hispano-Suiza прекрасно сочеталось с ее высочайшим техническим уровнем и качеством изготовления.
Сенсацией Парижского автосалона 1931 года стала чудо-модель Hispano-Suiza 54CV (typ 68). На ней стоял двигатель V12 с углом развала цилиндров 60°. Обладая впечатляющим рабочим объемом — 9424 см3 он развивал 210 л.с. при 2400 об/мин. Двигатель имел верхний распредвал, поршни были изготовлены из спецсплава, разработанного самим Биркиггом. Питали мотор два сдвоенных карбюратора Solex-Hispano-Suiza. На автомобиле применялись автоматический термостат и электробензонасос, расположенный в баке! Двойное зажигание включало по две свечи на цилиндр, четыре катушки и два прерывателя-распределителя. Такое дублирование обеспечивало безотказность работы. Завод предлагал три шасси с базами 343, 370, 400 см. Кузова изготовляли Саутчик, Френей, Кельнер. Пресса того времени сообщала, что 12-цилиндровые автомобили Марка Биркигга доминировали на Парижском автосалоне и в дальнейшем подтвердили свое превосходство.
А еще раньше, в 1930 году, фирма Hispano-Suiza взяла на себя сбыт и сервис французских машин Баллот. Удачное шасси восьмицилиндрового Баллот-RНЗ послужило основой для относительно недорогой версии Hispano-Suiza — HS-26 Junior.
В истории фирмы знаменательным был и 1934 год, отмеченный появлением модели 68 bis. Объем мотора V12 был доведен до 11310 см3 (!), почти как у знаменитого Bugatti Typ 41 Royale. Двигатель развивал 250 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость достигала 175 км/ч, разгон до 100 км/ч занимал 12 с, до 130 км/ч — 19,5 с. При этом автомобиль расходовал бензина в среднем 32 л/100 км. По крайней мере, одна из таких машин — родстер работы ателье Саутчик сохранилась до наших дней у одного английского коллекционера.
А затем наступили другие времена. В 1937 году было принято тяжелое для Марка Биркигта решение — завод прекратил выпуск автомобилей. Перед неминуемо надвигающейся войной — приоритетным стало производство авиамоторов и вооружения, хотя отдельные экземпляры автомобилей собирали в Буа-Коломб до самого ее начала. Всего во Франции, по разным оценкам, было сделано 2500-2600 автомобилей. В Барселоне Hispano-Suiza 60RL выпускалась до 1943 года, всего в Испании построили около 6000 автомобилей. В 1938 году были открыты филиалы фирмы в Швейцарии и Англии, совсем не связанные с автомобилестроением. Общее число работающих на заводах фирмы превышало 17 тысяч, выпускались различные виды вооружений и, конечно же, авиамоторы.
После войны под руководством Биркигта был создан прототип совершенно нового переднеприводного автомобиля с двигателем V8, позже оригинальный мотор был заменен на "фордовский". Но затем Биркигт сам отказался от этой идеи — ситуация в разоренной войной Европе не сулила успеха автомобилю такого класса. Завод в Барселоне перешел в руки группы ENASA, которая в 1951 году вышла на рынок со спортивными автомобилями Pegaso. Но это уже другая история.
Последние годы жизни кавалер ордена Почетного легиона, доктор Цюрихского института Марк Биркигт провел в своем доме в Версуа на берегу любимого Женевского озера. Он скончался 15 марта 1953 года. А ушедшие с арены на вершине своей славы Hispano-Suiza оставили в истории автомобилестроения замечательные страницы. Сегодня машины с аистом на решетке радиатора бережно хранят богатые коллекционеры. А менее состоятельные почитатели автомобильной старины с замиранием сердца разглядывают фотографии классических автомобилей конструктора-классика Марка Биркигта.
С. Канунников
"За Рулем"
- Евгений ЯКОВЛЕВ
- Ayukawa YOSHISUKE (Аюкава ЙОШИЗУКЕ)
- Борис Григорьевич ЛУЦКОЙ (Луцкий)
- Howard SIMPSON (Говард Симпсон)
- Евгений ЧУДАКОВ
- Jorgen Skaft RASMUSSEN (Йорген Скафт Расмуссен)
- Петр ФРЕЗЕ
- Ferdinand PORSCHE (Фердинанд Порше)
- Giovanni AGNELLI-стар. (АНЬЕЛЛИ Джованни)
- Wilhelm MAYBACH (Вильгейм Майбах)