Чип-тюнинг: Введение
Эта статья открывает раздел посвященный одному из самых лучших видов тюнинга, при рассмотрении его через призму затрат и получаемого результата. Но для начала давайте разберемся с тем, что подразумевает под собой это понятие.
Чип-тюнинг — это изменение характеристик двигателя автомобиля с помощью изменения калибровок программы блока управления двигателем. Следует иметь ввиду, что создание серийной программы управления для конкретного автомобиля с его массой, передаточными числами трансмиссии, типом двигателя, фазами газораспределения, системой впуска и выпуска и, наконец, предназначением — большой труд, который выполняется широким кругом специалистов и приблизительно требует один — два человеко-года затрат. Любая программа управления удовлетворяет некоторой целевой функции, определенной для серийного автомобиля, Основная её цель — поиск оптимального решения между противоречащими друг другу качествами, такими как экономия топлива и динамические показатели, эластичность и приемистость, экология и мощность. Однако все основные характеристики двигателя определяются его конструкцией — рабочим объемом, фазами газораспределения, конструкцией газораспределительного механизма и камеры сгорания, типом впускной и выпускной систем, наличием или отсутствие нагнетателя.
Роль программы сводится к оптимизации параметров управления тому, что требует механизм в различных режимах работы . Поэтому для большинства моторов программа управления — слуга механизма. Она должна корректно измерить количество воздуха, поступающего в каждый цилиндр двигателя за один такт впуска, и в соответствии с этим и другими параметрами, такими как: обороты, положение дросселя, температура двигателя и всасываемого воздуха, количество кислорода в выхлопных газах, наличие детонации и т. п., установить основные (количество топлива и угол опережения зажигания) и вспомогательные (фаза впрыска обороты холостого хода, положение клапана рециркуляции, степень продувки адсорбера) параметры управления.
Не стоит забывать, что после изменения программы заданной производителем изменяются и нагрузки на различные узлы, в том числе и на двигатель, что негативно отражается на их ресурсах. Причиной этому служат не ошибки программы, а то, что при создании прошивки производитель оптимизирует все узлы, такие как система смазки, охлаждения, интеркуллер, вентиляция и многое другое. Следует так же заметить, что помимо оптимизации производитель вносит на каждый элемент ещё и запас прочности.
В свете сказанного выше, становится интересным — не разрушится ли в результате мотор. Тут следует остановиться на примерах, когда такой случай возможен. Их три.
Первый. Потребитель, заказывая нестандартную программу, заранее соглашается с теми ограничениями, которые возникнут вследствие выполненной работы. Это строгие требования по качеству топлива и кратковременный характер нагрузок. Невыполнение их может привести к нежелательным последствиям. В этом случае виноват потребитель.
Второй. Мотор настолько старый, что даже небольшие дополнительные механические и тепловые нагрузки приводят к повреждению. В таком случае или не надо давать ему непосильную задачу, или предварительно полностью отремонтировать мотор, доведя его до состояния нового. Серьезные тюнинговые ателье в Германии не берут в работу автомобили с пробегом более 90 тыс. км Также тут следует сказать, что многие потребители сознательно пытаются скомпенсировать известные неисправности с помощью новой программы. Это невозможно. Более того, солидные тюнинговые компании никогда не возьмут в работу автомобиль с неисправностями. Так или иначе, решение потребителя о выполнении чип-тюнинга на старом автомобиле — его собственный риск.
Третий. Программа управления содержит ошибки, следствием которых, как правило, бывает детонация и повреждение мотора. Такие случаи чрезвычайно редки и связаны с источником тюнинговой прошивки. Об источниках надо сказать отдельно для российских автомобилей и иностранных.
Для российских автомобилей существуют и вполне доступны по цене компьютерные программы, которые «знают» калибровки и позволяют легко вносить изменения в штатные контроллеры. Следовательно, источником тюнинговой прошивки может быть любой владелец такого софта. Практика показывает, что большинство таких людей — специалисты в компьютерной области, но мало разбираются в процессах происходящих в моторе. Кроме того, у них нет необходимого измерительного оборудования для настройки двигателей. Поэтому программы калибруются по ощущениям, и ошибки встречаются часто. Тут можно только посоветовать быть разборчивым и обращаться только в те фирмы, которые берут на себя ответственность и могут квалифицированно разобраться в причинах возникшей неисправности.
С иностранными автомобилями ситуация строго наоборот. Количество различных типов контроллеров и их программ огромно. Софт для внесения изменений в программы определенных блоков, оборудование для работы и измерительные стенд для настройки очень дорогие. Работа может стать рентабельной только тогда, когда тираж для каждого типа двигателя большой. Поэтому в Европе фирм, изготавливающих тюнинговые прошивки, мало, их можно пересчитать по пальцам. А компаний, продающих результат их работы, огромное количество. Иногда полученные из разных источников тюнинговые файлы совпадают с точностью до бита, хотя позиционируются как от разных производителей. В России нет фирм, изготавливающих нестандартные прошивки для иностранных автомобилей, как минимум они неизвестны. Все продают подготовленные в Европе и США файлы, где это явление носит массовый характер. Вероятность того, что все кто предлагает чип-тюнинг для иномарок, продают один и тот же продукт, высокая. Несмотря на разую цену и разные заявленные характеристики. Конечно, в технической грамотности и энтузиазме нашим согражданам не откажешь. Известны случаи, когда владелец конкретного автомобиля, прекрасный программист, в качестве хобби, потратив огромное количество времени и труда, наконец расшифровывает дамп своего контроллера и получает возможность вносить изменения в программу управления. Услуги таких людей часто бесплатны, но, как мы понимаем, и ответственности никакой.
по материалам журнала «Тюнинг» июль 2004 г