Двигатель: Обзор двигателей ВАЗ
Эпопея вазовских двигателей начиналась с мотора 2101 рабочим объемом 1200 кубических сантиметров. Позже появились моторы 1300, 1500 и 1600 «кубиков». Для модернизированной «Нивы» ВАЗ-21213 был создан двигатель рабочим объемом 1700 куб см с одноименным индексом. Еще позже из него был «выжат» уже 1800-кубовый мотор 2130. Все эти двигатели называют «классическими» (так как они предназначены для «классики»), отличает их межцентровое расстояние цилиндров в 95 миллиметров.
Размерность «классических» двигателей
Двигатель | Рабочий объем, см3 | Диаметр цилиндра, мм | Ход поршня, мм |
---|---|---|---|
2101 | 1200 | 76 | 66 |
21011, 2105 | 1300 | 79 | 66 |
2103 | 1500 | 76 | 80 |
2106 | 1600 | 79 | 80 |
21213 | 1700 | 82 | 80 |
21214 | 1700 | 82 | 80 |
2130 | 1800 | 82 | 84 |
Сегодня меньшие, чем 1500 «кубиков» моторы сняты с производства как маломощные. На базе («железе») двигателя 21213 выпускается 21214 (на нем вместо карбюратора установлен агрегат центрального впрыска), готовится к производству мотор 2123 (тоже 1700 куб см, распределенный впрыск, гидротолкатели и гидронатяжитель цепи). Двигатель 1800 производится только в ОПП (опытно-промышленное производство) и устанавливается на длинные «Нивы», пикапы на их базе и на автомобиль 2120.
К «классическим» моторам относится и дизель ВАЗ-341, разработанный на ВАЗе и в 1988 году прошедший государственные приемочные испытания в составе автомобиля ВАЗ-21055. Ныне этот несколько модернизированный дизельный мотор (рабочим объемом не 1,45, а 1,52 литра) выпускается на барнаульском «Трансмаше». Им сегодня оснащают мелкосерийный дизельный вариант «четверки» ВАЗ-21045, установка мотора производится в СПАРе (подразделение ДТР ВАЗа). А «БарнаулТрансмаш» совместно с ВАЗом занимается доводочными работами по 1,8-литровому дизелю ВАЗ-343. В стадии разработки – турбо версии 1,52 и 1,8 литровых дизельных моторов (3411 и 3431).
Дизельную тему продолжают французские моторы Peugeot. Именно таким XUD-9L рабочим объемом 1900 «кубиков» на производственно-техническом предприятии «Лада-Экспорт» в подмосковном Чехове комплектовались «Нивы» с 1993 по 96 год. Сначала дизельная версия этой машины носила индекс 2121Д, затем 21215. Всего было выпущено около 7 тысяч дизельных вездеходов, которые прямиком шли на экспорт. А с 1998 года такую «Ниву» 21215-10 с современным, отвечающим сегодняшним нормам токсичности, дизелем Peugeot XUD-9SD мелкими сериями выпускает сборочный конвейер. К сожалению, только на экспорт.
В конце семидесятых годов появился на свет односекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-311. В свое время с ним выпускался автомобиль ВАЗ-21018, который затем переродился в ВАЗ-21059 и ВАЗ-21079. Позже появились двухсекционные РПД – сначала 413, затем 414 и 415, выпускаемый ныне. Сегодня мелкими сериями (около полутора сотен автомобилей в год) выпускаются роторные версии «самар». Их отличительная маркировка – дополнительные цифры «91» в индексе.
Гамма моторов для переднеприводных машин была разработана при создании «восьмерки». Эти из-за того, что по компоновочным соображениям установлены поперек моторного отсека, отличаются от «классических» меньшим межцентровым расстоянием цилиндров. Здесь оно составляет 89 миллиметров. Позже появились версии всех моторов с распределенным впрыском, которые изначально выпускались только для экспорта. Сегодня мотором 2111 комплектуются различные варианты «десяток» и «самар».
Размерность «переднеприводных» двигателей
Двигатель | Рабочий объем, см3 | Диаметр цилиндра, мм | Ход поршня, мм |
---|---|---|---|
21081 | 1100 | 76 | 60,6 |
2108 | 1300 | 76 | 71 |
21083, 2111 | 1500 | 82 | 71 |
21084* | 1600 | 82 | 74,2 |
Примечание:* — мотор появился много позже трех первых, выпускается только в ОПП.
С выпуском «десятки» были освоены шестнадцатиклапанные версии двигателей рабочим объемом 1500 (ВАЗ-2112) и 1600 (ВАЗ-21124) кубических сантиметров. Моторами 2112 оснащаются наиболее быстроходные версии седана (ВАЗ-21103), универсала (ВАЗ-21113) и хэтчбэка 2112. На «Самары» заводом шестнадцатиклапанные двигатели не устанавливаются из-за больших компоновочных сложностей. Двигатель 21124 выпускается, как и 21084, только в ОПП. В конце 1997 года начато мелкосерийное производство и продажа ВАЗ-21106 – «десятки» с двухлитровым опелевским силовым агрегатом «Opel C20XE». Рассматривается вопрос о замене этого мотора в ближайшее время более экономичным исполнением «Ecotec» или 1800-кубовым вариантом.
Сергей Мишин
Инженер-испытатель отдела специальных испытаний ВАЗ