Главная / Тест-драйв / Audi A4 / На лед вызываются… (Журнал «Мотор»)Карта сайта

На лед вызываются… (Журнал «Мотор»)

24 августа 2006

На лед вызываются... (Журнал На этот раз цель нашего теста — не презентация новых машин. Все они уже были представлены в нашем журнале. Строго говоря, собранные на тест модели даже не являются одноклассницами, объединяет их лишь передний привод. Наша задача — сравнить управляемость, устойчивость и безопасность автомобилей весьма распространенных в России марок и выбрать из них наиболее соответствующий "особенностям национальной эксплуатации в зимний период".

Местом проведения испытаний мы выбрали поле бездействующего аэродрома. За день до теста случилась оттепель, ударивший потом морозец превратил жидкую снежную кашу в шершавый каток. Мы решили, что покрытая льдом и местами занесенная снегом взлетно-посадочная полоса — вполне подходящее место для решения нашей задачи. И с безопасностью на аэродроме получше — потеряв контроль над машиной, ни с кем не столкнешься и никого не задавишь.

Все автомобили были "обуты" во всесезонную резину — естественно, нешипованную, как и большинство машин в России.

Peugeot 406 ("Мотор" °8, 1996 г.). Дизайнеры разделили салон цветом как бы на три уровня. Сверху — черный пластик панели, посередине — серый пластик и серая же матерчатая обшивка дверей, ниже — опять черный пластик. Получилось некое подобие слоеного торта. Сиденье надежно фиксирует тело во время движения. Регулировок всего две, но регулируется и рулевая колонка — этого более чем достаточно для удобной посадки. Стеклоподъемники электрические, есть аудио-кит — выбор магнитолы остается за владельцем.

Volvo S40 ("Мотор" °8, 1996 г. и °10 (18), 1997 г.) демонстрирует значительный дизайнерский отрыв от привычных в прошлом "квадратных" моделей фирмы, являясь, тем не менее, машиной легко узнаваемой и не вызывающей настороженного недоверия. Шведский салон — приятная на ощупь кожано-пластиковая серая обшивка, удобная баранка, деревянные вставки, легко досягаемые ручки управления, кондиционер, электрические стеклоподъемники, электрозеркала, магнитола. Вначале возникло ощущение перегруженности кнопками, ручками и шкалами, но к этому привыкаешь быстро.

По сравнению с конкурентами "народный автомобиль" Volkswagen Passat ("Мотор" °8 (16), 1997 г.) выглядит проще и строже — и внешне, и по интерьеру (оказавшаяся у нас версия имела минимальное оснащение). К тому же автомобиль уступал соперникам в литраже мотора. Но фирменный стиль Audi в машине ощущается. Водительское кресло удобное, с хорошей боковой поддержкой и полным набором регулировок, салон практичен и качественно отделан…

Audi A4 ("Мотор" °4 (12), 1997 г.) в нашей компании держится особняком — среди участников это самый мощный (турбонаддув дает о себе знать) и дорогой (порядка $38.000) автомобиль. Тем не менее — это машина того же класса, но с элементами, характерными для более дорогих и солидных моделей.

Сиденье водителя — с развитой боковой поддержкой и большим количеством регулировок, наклон рулевой колонки тоже меняется, что позволяет устроиться очень комфортно. Из предметов "роскоши" — центральный замок, иммобилайзер, автоматический кондиционер и аудио-кит.

Каких-либо инструментальных измерений мы не проводили — автомобили просто состязались друг с другом. С учетом того, что мастерство участвовавших в тесте водителей было разным, время от времени менялись машинами, чтобы "усреднить" результаты. Вот что у нас получилось.

Начали с заездов по прямой, с общим стартом. Обладая наименее мощным двигателем, Passat на первых метрах дистанции тем не менее выигрывал у остальных целый корпус — трогаться внатяг на нем оказалось легче, и пока другие машины буксовали и "шлифовали" лед, Passat спокойно и уверенно двигался вперед.

Но потом неизбежно сказывалась меньшая мощность, точнее, крутящий момент. Первой Passat всегда догоняла и опережала S40, даром что с автоматической коробкой. Эта машина оснащена системой регулировки тяговых усилий (опция), которая обеспечивает перераспределение крутящего момента на ведущих колесах при проскальзывании одного из них. На льду S40 разгонялась, конечно же, с пробуксовкой — имитировать шипы на покрышках электроника еще не научилась, но она хорошо выравнивает скорости вращения колес, обеспечивая машине стабильное ускорение и курсовую устойчивость.

После набора скорости и стабилизации на дороге Passat обходили и другие машины. Особенно красиво уходила вперед турбированная A4. Первая передача у нее слегка растянута по сравнению с остальными и хорошо подходит для начала движения. Очень ровный и плавный набор скорости в "атмосферном" режиме двигателя.

Нет ощущения "ступеньки" и при включении наддува — только еле слышное изменение тональности звука под капотом. Благодаря хорошей шумоизоляции моторного отсека и салона иногда забываешь переключиться "наверх" и продолжаешь разгоняться на низкой передаче, спохватываясь лишь при взгляде на тахометр.

А что же "мадмуазель"? Вообще-то 16-клапанная модификация 1,8 л мотора не предназначена для нашего рынка. На омологированной российской версии Peugeot 406 используется только 8-клапанный силовой агрегат. Но находятся среди отечественных покупателей горячие головы, которые предпочитают пусть неадаптированные, но более мощные машины.

На хорошем асфальте прибавка мощности — плюс. На заснеженном льду — минус. Весь избыток мощности уходил под землю — в буквальном смысле. Букс!

"Зеркало" под колесами. Ну вот, наконец поехали. Автомобиль разгонялся равномерно, без рывков. При этом легко удавалось держать прямой курс. К середине третьей передачи Passat настигнут. Но к этому моменту A4 и S40 уже имели солидный отрыв.

Passat реабилитировал себя в скользких поворотах и при маневрировании на ограниченной площадке, когда разница в мощности автомобилей не играет особой роли.

Чуткий, предсказуемый, он хорошо контролировался на любой скорости. В поворотах практически не кренился. Поведение — типичное для переднеприводного автомобиля.

Точно так же вела себя и A4. Ничего удивительного — платформа у машин фактически одна и та же. Очень четкий руль позволял отлично чувствовать дорогу. В поворотах на асфальте A4 держалась молодцом. То же самое — на укатанном снегу с ледяными проплешинами. Машина долго терпела рост скорости, а когда срыв передних колес наружу поворота все же произошел, хорошо контролировалась действиями педали газа и рулевого колеса.

Некоторым участникам теста показалось, что на скользком покрытии после сноса передней оси A4 выравнивалась менее охотно, чем Passat. Объясняется это, скорее всего, тем, что под капотом A4 — лишних 50 "лошадей" (и 70 Нм), которые контролировать труднее.

Сорвать в занос S40 оказалось делом непростым — электроника честно отрабатывала свой номер. Получилось это только на скорости около 70 км/ч — при резко выкрученной баранке. Никто в здравом уме такие маневры на льду совершать не будет. При этом выйти из бокового скольжения удалось без проблем, манипулируя рулем и газом. АБС четко выполняет свои функции, если вдруг понесло в повороте — дави на тормоз, система выравнивает машину. Здесь нужно вернуться к салону — при резком изменении направления движения шикарная обивка из серой кожи скользила как смазанная солидолом, не помогала даже боковая поддержка. Водителю приходилось держаться за руль, а пассажира здорово мотало.

Наличие задней эластокинематической подвески (своеобразная революция в механике автомобиля) позволяло предположить, что по части управляемости фаворитом окажется Peugeot 406. Однако снег, лед и нешипованные шины (условия равны для всех) не позволили "в полный рост" оценить эффект подруливания задних колес до начала их сноса. Перераспределения масс автомобиля, за счет которого и изменяется геометрия задней "тележки" и происходит подруливание колес, при малом коэффициенте сцепления шин с дорогой практически не происходит. Но несмотря на то, что на льду подвеска 406-го утрачивает свои уникальные свойства, автомобиль уверенно проходил повороты как большой, так и малой кривизны. Срывать его в занос приходилось специально…

Теперь попробуем "микст" — сухой асфальт и наледь. Резкое торможение и торможение в повороте, когда один борт едет по "черному", а другой — по "белому".

У всех машин в этих режимах торможения происходило моментальное срабатывание АБС. Уверенней всех замедлялась на прямой A4. Но машину вело, и приходилось подправлять ее рулем. В этом отношении S40 оказалась самой предсказуемой — замедление происходило ровно, без увода колес. Peugeot 406 продемонстрировал, пожалуй, оптимальный комплекс замедления с хорошей курсовой устойчивостью — его поведение показалось лучшим.

При торможении в повороте устойчивее всех опять оказался французский автомобиль. За ним — шведский. "Немцы" (Passat и A4), вылетая в заносе с ледяной площадки на сухой асфальт, кренились так, что удержаться в кресле удавалось только повиснув на ремнях и вцепившись в руль.

А как насчет вертикальных ускорений?

Невысокие — 10-15 см — сугробы Passat на любой скорости преодолевал без видимых усилий, сохраняя горизонтальное положение кузова. На этом этапе хуже всех повела себя S40 — налетая на препятствие, "шведка" пыталась его смести, а когда это не удавалось, жестко переваливалась через бугор.

При штурме снежного бруствера под небольшим углом атаки у Passat ощущалась сильная отдача на руле. На A4 рывок был почти такой же, а на 406-ом и S40 он вообще отсутствовал — мощные гидроусилители поглощали удар. Во время пересечения перпендикулярной курсу ледяной "многополосной" колеи Passat начинал мелко и неприятно вибрировать, но — надо отдать ему должное — кроме выбиваемой зубами чечетки, других звуков в салоне не было: пластиковые элементы обшивки подогнаны хорошо, и шумоизоляция на высоте. В этой ситуации лучше всех оказался Peugeot. Его мягкая подвеска гасила любые неровности, у пассажиров не возникало ни малейшего дискомфорта. Но не стоит забывать, что представленная на тест версия не адаптирована к интенсивной эксплуатации по нашим дорогам.

Спрашивайте адаптированную.

Подводя итоги теста, мы долго спорили, пытаясь разложить все по нумерованным полочкам. Как было бы хорошо — четыре полочки сверху вниз, и на каждой по машине! Не вышло. Каждый из автомобилей имеет свои плюсы, и каждый обладает недостатками. Получается так, что выбор автомобиля для зимы целиком и полностью зависит от темперамента и опыта вождения конкретного потребителя, а также от толщины его кошелька. Люди со спокойным характером наверняка предпочтут максимально "автоматизированную" Volvo S40 или устойчивый, легкий в управлении Volkswagen Passat; более темпераментные, возможно, выберут Peugeot 406, а "горячие головы" обзаведутся Audi A4, если поймут, что способны совладать с турбо-версией.

Сергей Иванов, Алексей Костюк, Евгений Романтовский, Алексей Стрелков.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top