ВАЗ-2110: один год и 30000 километров.
В результате кризиса сбылся наш прогноз годичной давности о том, что на российском рынке "десятка" обречена на успех, несмотря на конкуренцию со стороны корейских и чешских машин.
Теперь, когда долларовая цена "десятки" упала почти вдвое, покупателей уже не останавливает дизайн задних колесных арок, устаревшая передняя панель или проблемы с качеством. А заводу больше нет нужды давать ВАЗ-2110 "в нагрузку" дилерам. За последние полгода количество "десяток" на улицах Москвы (где конкуренция со стороны иномарок особенно высока) выросло в несколько раз. Впрочем, лучше бы прогнозы сбывались без экономических катаклизмов. Потому что кризис ударил и по нашей белоснежной красавице. Программу тюнинга — дело весьма дорогостоящее — было решено временно приостановить, и теперь "десятка", наравне с остальными редакционными автомобилями, участвует в длительном ресурсном тесте. Последним аккордом тюнинга стала установка стеклопластиковой обвески, которая здорово преобразила внешность "десятки". Пластическая операция обошлась в $650, из коих $500 — стоимость деталей и $150 — окраски и монтажа на автомобиль.
За отчетный период проблем с машиной было явно больше, чем должно случаться с новым, пусть даже и отечественным, автомобилем. И хотя о части из них мы уже писали в предыдущих отчетах (см. АР №№ 2, 8 и 18, 1998), пробежимся по записям в бортовом журнале еще раз.
С завода машина поступила с неработающей правой амортизационной стойкой передней подвески. Амортизатор, после месячного ожидания, заменили по гарантии, однако новый вышел из строя через пятнадцать тысяч километров пробега. Третий амортизатор, замененный уже за счет редакции (срок гарантии к тому моменту истек), проработал до сей поры восемь тысяч километров и пока держится.
Из мелких неприятностей первых месяцев эксплуатации отметим грязь в карбюраторе, из-за которой двигатель работал с перебоями, не прослужившие и месяца "родные" щетки стеклоочистителя (замененные на "дворники" Champion, исправно работающие уже год), перерезанный туго затянутым хомутом шланг системы отопления, вышедший из строя звуковой сигнал, постоянно закисающие наружные ручки дверей и забивающиеся грязью концевые выключатели. Все это мелочи, незначительные дефекты. Но именно они больше всего отравляют повседневную эксплуатацию, и именно такие мелочи портят впечатление от неплохого, в сущности, автомобиля.
Впрочем, это не означает, что наша "десятка" обошлась без более серьезных неисправностей. Первым делом вспоминается отопитель. Простенький климат-контроль, поддерживающий с помощью одного температурного датчика (он расположен в центре потолка) заданную температуру в салоне, проработал исправно месяца два.
В конце прошлой зимы отопитель периодически стал работать только на максимальной скорости (положение рукоятки "2"), замолкая в положениях "А" (автоматическое поддержание температуры) и "1". Летом это не беспокоило, но этой зимой проблема встала снова и еще острее: теперь время от времени печка умирала полностью. Как оказалось, на станциях, где обслуживают "десятки", с этим дефектом прекрасно знакомы. Окисляются контакты дополнительного резистора блока управления микроклиматом. Но замена этой копеечной детальки (благо, она здесь такая же, как на Самарах) — крайне трудоемкая операция, для которой нужно полностью снимать кожух моторного щита.
Немало головной боли принес стук, издаваемый, как выяснилось, разваливающимся шарниром равных угловых скоростей. На станции дважды по гарантии меняли привод правого переднего колеса, но стук, особенно громкий в левых поворотах, не исчезал. Во время очередной поездки на сервис стук все-таки проявил себя — вышел из строя внутренний ШРУС, но не правый, а левый…
Видимо, после этого инженеру по гарантии все же стало стыдно — ШРУС заменили без пререканий и даже без очереди! Примерно на 25-й тысяче появился стук в рулевом механизме. При ближайшем рассмотрении оказалось, что порван гофрированный резиновый чехол рулевой рейки и механизм открыт для дорожной грязи. Пыльник заменили, стук в рейке пока удалось устранить регулировкой.
Остальное относится к нормальной автомобильной текучке. Пора менять свечи зажигания. Заводские отходили больше 30000 км, и это неплохой результат. Все это время в двигателе использовалось полусинтетическое масло Mobil Synt S 10W40, которое, в соответствии с рекомендациями фирмы Mobil, заменялось через каждые 10000 километров пробега. Расход масла около 1 л между сменами — в пределах нормы. Расход топлива в зимнее время вырос, но не намного, и остается в пределах 10 л/100 км в городе и 8,5 л/100 км на трассе.
Радует, что после кризиса стоимость сервиса автомобилей ВАЗ практически не изменилась. Например, на фирменной станции Гагарин-Лада ТО-1 как полгода назад стоило около 1000 рублей, так стоит и по сей день, но если тогда нас ужасало, что за обслуживание отечественной машины нужно отдавать больше $150, то сегодняшняя цена выглядит уже вполне приемлемо. Правда, ничего не изменилось и в качестве "фирменного" сервиса — та же грязь, грубость и некомпетентность механиков. Но теперь рассуждать об этом вроде бы и нет оснований. Как и о том, стоит ли покупать ВАЗ-2110. Большого выбора новых машин за $5000, к сожалению, не представляется. А значит — и объективных условий для улучшения качества.
Р. АКИНИЯЗОВ