Установка сигнализаций на мотоциклы (Кавасаки-Вулкан)
Меня давно просили написать что-нибудь про сигнализации для мотоциклов. Как-то незаслуженно обходят стороной двухколесных братьев меньших отечественные производители охранного оборудования, мотивируя это слишком маленьким спросом на специализированные сигнализации в нашей стране. Конечно — климат и все такое. Другое дело — страны Восточно-азиатского региона, где часто число «двухколесных друзей» превышает численность населения (например, на Тайване на 20 миллионов жителей приходится 30 миллионов мотоциклов и мотороллеров). И в Италии, и в Америке тоже есть спрос на такие системы. Поэтому мотоциклетные сигнализации в производственных программах ведущих зарубежных компаний представлены. На фотографиях можно видеть типичных представителей таких мотосигнализаций.
В чем их отличие от автомобильных охранных систем? Самое главное отличие — это компактность — места для установки у «братьев меньших» маловато, в отличие от автомобиля. Второе отличие — встроенный датчик на удар/наклон/движение, как правило, с регулируемой с пульта чувствительностью. И, наконец, простота, поскольку задача защиты двухколесного друга — весьма сложная, требует для своего решения обязательной комбинации механических запоров и электронных устройств. Поэтому с помощью сигнализации можно решить задачу оповещения хозяина, задачу помешать запустить двигатель «плохому человеку», но от банального хищения с помощью погрузки в микроавтобус или трейлер такая сигнализация вряд ли защитит. Именно поэтому для мотоцикла весьма желателен пейджер, способный сообщить владельцу о попытке угона, даже если злоумышленник выведет из строя сирену заранее.
Вообще, уже неоднократно описывались способы защиты мотоциклов с помощью автомобильных сигнализаций. Однако все они не отличались оптимальностью, функциональностью, защищенностью и к тому же стоимость этих установок была сравнима со стоимостью стандартной установки автомобильной сигнализации. Между тем сегодня есть весьма неплохое решение — привлекательное, прежде всего удачным, на мой взгляд, сочетанием функциональности и стоимости. Речь идет о младшей сигнализации питерской компании Magic Systems — MS155. Малые габариты корпуса, встроенный чувствительный многоуровневый датчик движения, и цифровой интерфейс связи по одному проводу с «родным» трех зонным пейджером MS-P с контролем радиоканала — вот ее основные достоинства, как мне кажется, абсолютно необходимые для обеспечения надлежащей электронной защиты часто не дешевого байка.
Концепция охранной системы заключается в следующем. Разумеется, необходима механическая защита — в качестве таковой может применяться замок на диск переднего тормоза, или мощная цепь (хотя любую цепь достаточно легко перекусить специальным инструментом, разве что с якорной придется повозиться :-)) ). Сигнализация должна блокировать двигатель, иметь датчик на удар/наклон/движение, пейджер, сирену и малые габариты всего этого хозяйства. Обязательны также контактные датчики на откидывание сидения и на отвинчивание бардачков — в качестве таких можно использовать герконовые датчики от квартирных сигнализаций, потому что традиционные концевики требуют для своего крепления металлические скобы, а это не всегда возможно в «подкапотном пространстве» . Герконы нужно покупать с нормально-разомкнутой контактной группой (при срабатывании датчика контакты замыкаются), но можно использовать и обычные, только соответственно подключить (понадобится еще резистор килоом на двадцать и по диоду развязки на каждый геркон).
Но это в идеале. На практике все бывает или сложнее, или, как в нашем случае, проще. Хозяину этого красавца-чоппера Кавасаки-Вулкан, учитывая почтенный возраст мотоцикла (1988 год выпуска) была нужна лишь какая-нибудь секретка, чтобы помешать, так скажем, непрофессиональному угону. Ни пейджер, ни контактные датчики его абсолютно не интересовали. Так что претензии на то, почему в статье не освещены вопросы установки этих, подчеркну, необходимых устройств для грамотной защиты мотоцикла от кражи, направляйте к заказчику.
В такой облегченной конфигурации установка сигнализации заняла часа три. В качестве самой сигнализации решено было взять MS150, из старых запасов. У нее нет выхода на пейджер, и нет разъема на корпусе, что, в нашем случае, является преимуществом (чтобы в случае попытки угона нейтрализовать блокировки, провода нужно будет отрезать, да и заранее приготовленную распаянную заглушку, для этого же, уже не используешь), как и наличие пассивного алгоритма блокировки — если сигнализацию обесточить или просто оторвать все провода от нее — мотоцикл все равно не заведется.
Для того, чтобы еще больше осложнить «вероятному противнику» задачу, саму сигнализацию я немного доработал. Такая несложная доработка позволяет превратить практически любую охранную систему — в сигнализацию и иммобилайзер в «одном флаконе». Не секрет, что по части блокирующих функций большинство сигнализаций слабоваты — как правило, одна цепь блокировки, часто к тому же работающая по активному алгоритму — обесточил систему, и все — двигатель можно заводить. Для того чтобы этого не случалось, внутрь блока нужно установить малогабаритное реле с двумя группами контактов, как это показано на одной из фотографий — видите, черненькое такое реле.
Саму сигнализацию устанавливаем с правой стороны мотоцикла, потому что доступ к ней с этой стороны дополнительно закрывает контроллер своим корпусом (на нем такая характерная белая наклейка-памятка). На фотографиях можно видеть сам контроллер, разрезанные провода для блокировок (указаны красными стрелками), сирену (отмечена красным кругом). Для блокировки стартера используем маленькое дополнительное реле от управления ЦЗ в обычных сигнализациях — оно выдерживает ток в 15 ампер, тогда как стартер здесь потребляет чуть больше трех ампер. | |
На фотографии слева показан вид с левой стороны мотоцикла — здесь после снятия бардачка доступ в отсек практически ничем не защищен, в то время как с другой стороны для того, чтобы добраться до сигнализации, необходимо демонтировать еще и модуль контроллера. Какое никакое, а препятствие, особенно, если в качестве крепления контроллера использовать винты с нестандартными головками. | |
Здесь красным кружком показана сирена — хорошо поместилась между крылом и отсеком аккумуляторной батареи. После сборки ее дополнительно будет защищать корпус фильтра. Сирена попалась удачная — несмотря на малые габариты, кричит будь здоров! | |
А вот и блокировки — разрывы в проводах делаются в разных местах, хотя их можно было бы выполнить в одном месте. Но так разбираться угонщику будет сложнее, а это есть наша почетная задача — чтобы жизнь ему медом не казалась. | |
После завершения монтажных работ все соединения тщательно обматываются изолентой, таким образом, восстанавливается заводской жгут проводов, чтобы ничто не выдавало постороннего вмешательства. Свежую изоляционную ленту можно «состарить» с помощью пыли — а в счет клиенту записать — «работы по маскировке сигнализации». Шутка :-)) . | |
Саму сигнализацию, на фотографии отмеченную красной точкой, не вытащить без демонтажа аккумуляторной батареи (на фотографии аккумулятор сдвинут для удобства). Хомут нужен для фиксации корпуса, для корректной работы встроенного датчика удара. В этой сигнализации используется так называемый адекватный датчик удара — время его работы зависит от силы воздействия, а характерный сигнал сирены при срабатывании этого датчика позволяет легко услышать — ба! да это сработала моя сигнализация! |
Ну что еще «рассказать вам про Сахалин?» . Светодиод за ненадобностью откушен — не стоит сообщать потенциальному угонщику о необходимости как следует подготовиться к угону, мы так рассудили. Вход для контактных датчиков, по отмеченным выше причинам, также не задействован. Блокировка контроллера позволяет глушить двигатель на расстоянии — какая никакая, а защита от разбойного нападения. Правда, для этого нужно всегда держать пульт отдельно от ключей — на практике так, увы, никто не делает. Все — собираем, проверяем, как все работает и, с чувством выполненного долга перед «железным конем», подсчитываем расходы, в примерных розничных ценах. Сигнализация — 25 у.е., сирена — 4 у.е., маленькое дополнительное реле — 2 у.е., реле для блокировки стартера — 1 у.е. Итого получилось 32 USD. Весьма не плохо для такой сигнализации. Установка автономной сирены вместо обычной, пейджера и трех герконовых датчиков (сиденье и два бардачка) обошлось бы дополнительно еще где-нибудь в 70 у.е.
Стоит заметить, что у этой модели MS — фиксированный код. Разумеется, это плохо — динамический код гораздо более устойчив к электронному взлому. В то же время постоянный код для мотоциклетной сигнализации, на мой взгляд, не является большим недостатком, с учетом отмеченных выше особенностей в деле защиты «двухколесных друзей» от угона. Шансы остаться с мотоциклом после установки даже такой простой сигнализации, при грамотном подходе, конечно, увеличиваются, при минимальных затратах. И это главное, не так ли?
Сергей, ака Hungary (natali@mail.matav.hu)
P.S. При перепечатке ссылка на автора — обязательна.
25.07.2001
- Сигнализация с обратной связью
- Служба собственной безопасности автомобиля
- Пиропатрон — элемент активной охраны
- Описание установки сигнализации на примере машины Seat Cordoba 2001 года выпуска
- Сигнализация для гаража
- Заводские охранные системы.
- О нестандартном подходе к блокировкам …
- Установка сигнализаций на мотоциклы (спорт-байк Сузуки)
- Об иммобилайзерах и способах блокировки
- Как работает «Мобильный телохранитель»