Главная / Тест-драйв / Mercedes A-класс / Новый автомобиль для новой ЕвропыКарта сайта

Новый автомобиль для новой Европы

30 августа 2006
В октябре 1997 года в продажу поступит новый автомобиль концерна Daimler-Benz. Это вроде бы рядовое событие могло таковым и остаться на фоне последних премьер старейшей германской фирмы, представившей в этом году купе CLK и внедорожник М-class, если бы не одно обстоятельство. Mercedes-Benz впервые показывает автомобиль малого класса, получивший название A-class. Daimler-Benz не только бросил вызов своим непосредственным конкурентам, расширив производственную гамму легковых автомобилей, но и сделал попытку закрепиться в секторе рынка, занятом производителями с многолетним опытом разработки, производства и маркетинга автомобилей малого класса. Презентация Mercedes A-class проходила с 16 июня по 16 июля этого года в Брюсселе, куда были приглашены представители автомобильной прессы со всего мира. Журнал "Мотор" также был в числе приглашенных, и сегодня мы поделимся первыми впечатлениями о новом автомобиле Mercedes A-class.

Брюссель был выбран в качестве места презентации не случайно. Именно в этом городе сосредоточены основные политические органы "Соединенных Штатов Европы". И именно этот город является символом объединенной Европы. По мнению руководителей Daimler-Benz, новая Европа нуждается в принципиально новом автомобиле, и то, каким он может быть, было воплощено в Mercedes A-class.

Что же представляет собой новый Mercedes с объявленной ценой в DM30.000? Мы имели возможность ознакомиться с конструкцией автомобиля, историей его создания и совершить ознакомительные поездки в разных дорожных условиях: начали с улиц Брюсселя, затем переехали на скоростную автомагистраль, а оттуда — на узкие живописные дороги в Арденнах.

Главной особенностью Mercedes A-class является то, что в нем содержится много нововведений как для легковых автомобилей вообще, так и для Daimler-Benz в частности. Длина машины составляет всего 3575 мм при ширине 1719 мм и высоте 1598 мм. Такие габариты и база в 2423 мм наводят на мысли о комфорте водителя и пассажиров. Чтобы проверить, насколько удобен A-class, нам достаточно было сделать самое простое — попасть в салон. Это оказалось довольно легким делом. Доступ на передние сиденья упрощала широкораспахиваемая дверь, освобождающая внушительный дверной проем. Размещение на задних сиденьях также не вызвало особых проблем. Когда открываешь двери, первое, что видишь, это высокий порог. Пол находится на уровне его верхнего края, отчего все сиденья расположены выше, чем на обычных автомобилях. В этом кроется секрет истинно "мерседесовского" комфорта этой небольшой машины, у которой удалось максимально раздвинуть ряды сидений без ущерба для пассажиров, поскольку внутренние панели брызговиков, обычно выходящие в салон, оказались ниже пола кузова.

Здесь будет уместно рассказать о конструкции пола и о том, как она связана с безопасностью автомобиля, уровень которой традиционно высок на всех автомобилях Mercedes-Benz. На предшествовавшей тест-драйвам пресс-конференции была развернута экспозиция, где можно было узнать все о Mercedes A-class, начиная с концепт-кара NAFA 1982 года и прототипа А-vision 1993 года и заканчивая разбитой на крэш-тесте машиной. На любой интересующий журналистов вопрос могли ответить специалисты Daimler-Benz, что помогло лучше понять идеологию создания нового автомобиля.

Высокий пол машины — это результат применения так называемой сэндвич-концепции в конструкции кузова, днище которого имеет два уровня, из которых верхний является собственно панелью пола, а нижний образован деталями пластиковой защиты агрегатов автомобиля, расположенных под полом. В промежуток между "полами" конструкторы-компоновщики втиснули топливный бак, аккумуляторную батарею и нишу с полноразмерной запаской. Спереди уровень пола подняли, и межпольное пространство расширилось. В этом месте установили силовой агрегат необычной формы. Блок двигатель-трансмиссия вытянут в длину благодаря сильному наклону мотора и крепится к подрамнику из прессованных алюминиевых деталей, который, в свою очередь, несет еще переднюю подвеску и рулевой механизм. Подрамник крепится к кузову в восьми точках, образующих четыре ряда резинометаллических опор, причем жесткость первого и последнего рядов выше, чем средних. Это сделано для направления силового агрегата под днище автомобиля в случае фронтального столкновения. Важным элементом сэндвич-концепции является силовая схема кузова, состоящая из двух продольных элементов коробчатого сечения, соединенных шестью поперечинами, а дополняют картину цельноштампованные боковины, соединенные крышей и перегородкой моторного отсека.

Безопасности машин A-class Mercedes-Benz уделил повышенное внимание. Этот небольшой автомобиль должен соответствовать всем требованиям стандартов для легковых автомобилей и, кроме того, доказать, что он — тоже Mercedes. Представленный результат крэш-теста и его видеозапись позволяет убедиться, что специалисты Daimler-Benz блестяще справились с поставленной задачей. Не обладая большими деформируемыми зонами в отличие от обычных автомобилей, A-class использует всю конструкцию кузова плюс упомянутое крепление силового агрегата для поглощения энергии удара, защищая пассажиров передних сидений подушками безопасности спереди и сбоку и системой ограничения натяжения инерционных ремней на всех сиденьях. Существенно снижает вероятность получения пассажирами повреждений поднятый в среднем на 200 мм пол кузова автомобиля. Считается, что в целом уровень безопасности Mercedes A-class сопоставим с E-class.

На A-class используется четыре разных двигателя — два бензиновых и два дизеля с турбонаддувом. Бензиновые моторы имеют рабочий объем 1397 и 1598 см куб.

В перспективе планируется выпустить двигатель с объемом 1,9 литра. Что касается дизелей, то их объем одинаковый — 1689 см куб., а отличие в различной мощности. Все моторы имеют одинаковый блок цилиндров из алюминиевого сплава, на дизеле используются чугунные гильзы, а бензиновые снабжены гильзами из кремнеалюминиевого сплава. Принципиальная разница конструкции двигателей заключена в разных головках блоков цилиндров — на всех бензиновых моторах стоят 8-клапанные головки по 2 клапана на цилиндр, а на дизелях нашли применение 16-клапанные газораспределительные механизмы.

О дизельных двигателях стоит сказать особо. Все они с непосредственным впрыском топлива и системой подачи топлива под высоким давлением с помощью общего для всех цилиндров трубопровода-ресивера, в котором поддерживается постоянное давление. Эта система получила название common rail injection, что можно перевести как впрыск из общего резервуара. Топливо запускается в камеру сгорания управляемым компьютером электромагнитным клапаном-форсункой в два приема, причем первая подача небольшого количества топлива предваряет основную на доли секунды, этого оказывается достаточно для подогрева камеры и снижения содержания окиси азота в выхлопных газах.

Впервые на легковых Mercedes используется передний привод в трансмиссии. Она на всех автомобилях A-class одинаковая — сухое однодисковое сцепление, 5-ступенчатая механическая коробка передач или 5-ступенчатый "автомат". Передаточные числа одинаковые соответственно у всех механических и автоматических коробок, отличаются только главные пары у разных типов двигателей. На ручных коробках может устанавливаться автоматическое сцепление с гидроприводом, включаемое в конце хода рычага переключения передач.

Передняя подвеска типа MacPherson со стабилизатором поперечной устойчивости, соединенным со стойкой пластмассовым рычагом, а задняя для экономии места сделана независимой на продольных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Рулевой механизм реечный, снабжен гидроусилителем с электрическим насосом, управляемым электроникой. Тормоза дисковые на передних колесах (вентилируемые на версии А-160), задние тормоза барабанные на автомобилях всех модификаций. АБС, АПС и система поддержания курсовой устойчивости являются стандартными во всех комплектациях.

Вернемся к салону. При относительно небольших размерах он, как уже отмечалось, обеспечивает высокий уровень комфорта для 4 взрослых людей и, мало того, позволяет совершать недальние поездки впятером. Конструкторы подумали и о высоких людях, снабдив передние сиденья тремя регулировками — по длине, высоте подушки и углу наклона спинки, так что найти удобное положение оказалось простым и легким делом. В этом помогла и регулируемая по высоте рулевая колонка.

Расположение органов управления очень удобно, все продумано до мелочей. Форма торпедо достаточно современна и лишена наворотов, мода на которые, как правило, недолговечна. Салон предоставляет возможность перевозить разнообразные грузы благодаря широкому диапазону изменения конфигурации и установки сидений. Всего насчитывается 36 вариантов, начиная от полностью пассажирского автомобиля с небольшим багажником и заканчивая одноместной машиной — только с сиденьем водителя. Интересной особенностью является устанавливаемая по заказу сдвижная крыша в виде узких поперечных пластин, напоминающих жалюзи.

Mercedes A-class поставляется в трех исполнениях. Базовым является Classic, более комфортным — Elegance, самым динамичным — Avantgarde. Последнее отличается пониженной и более жесткой подвеской и шинами размером 195/50R16 и имеется только у модификации А-160, а первые два "обуты" в резину размером 175/65R15. Отличаются они и колесами. Classic "едет" на стальных штампованных дисках, а Elegance и Avantgarde красуются специально сделанными для каждого литыми дисками. В салонах тоже можно обнаружить отличия, соответствующие каждому варианту. Это различная по цвету обивка сидений, а на Avantgarde нашли применение и кожаные вставки на подушке и спинке.

Обзорность с места водителя отличная, передние стойки не мешают при движении в поворотах, а короткий капот позволяет видеть дорогу практически перед передними колесами. Задний обзор также хорош. Все габариты машины чувствуются сразу.

Удалось поездить на трех автомобилях: A-140 Classic, A-160 Elegance и А-160 Avantgarde. Две машины были оборудованы автоматическим сцеплением, а на "классике" была обычная пятиступенчатая коробка передач с традиционным сцеплением. Работающий двигатель в салоне почти не слышно во всех режимах движения.

С привычной трансмиссией проблем не возникло — все работает легко и четко. Интересно было узнать, как поведет себя автоматическое сцепление. Запуск двигателя, включение первой передачи, и автомобиль слегка подергивается, что напоминает поведение в аналогичной ситуации машины с "автоматом". Добавляю газ, и Mercedes послушно трогается, обороты растут. Сбрасываю газ и включаю вторую, затем третью — далее все идет в обычном порядке. Обучение прошло моментально и захотелось поэкспериментировать. Иногда получалось переключаться на высшую передачу без сброса газа, ну а "вниз" такая процедура шла почти без сучка и задоринки. Удалось хорошо почувствовать моменты включения и выключения сцепления. Привычка не пользоваться левой ногой вырабатывается сразу, и когда вновь оказываешься за рулем машины с обычными органами управления, какое-то время не можешь понять, почему не включаются передачи?

Разгонная динамика порадовала на всех автомобилях, особенно у Avantgarde. На автобане он уверенно держал 180 км/ч, разогнаться больше не давал ограничитель оборотов. Машина вела себя вполне устойчиво, но реагировала на проезжавшие рядом автомобили небольшими кренами кузова. У Classic и Elegance крены при поворотах больше, что объясняется более высоким центром тяжести, более мягкой подвеской и повышенной высотой профиля шин. Работа подвески у всех машин не вызвала нареканий.

В поворотах A-class демонстрирует почти нейтральную поворачиваемость. Это указывает на то, что автомобиль способен найти выход из неординарной ситуации.

Усилитель руля работает отлично. Усилие на рулевом колесе растет пропорционально скорости.

Тормоза также хорошо справляются со своими обязанностями, АБС включается только в нужный момент и не тревожит водителя по пустякам, а чтобы она напомнила о себе, требуется приложить немало усилий.

В целом Mercedes A-class понравился. В этом автомобиле чувствуешь себя очень уверенно, несмотря на его скромные размеры. Если попытаться определить круг будущих покупателей A-class, то машина скорее всего подойдет молодым семьям и женщинам, ведущим активный образ жизни.

Сергей Иванов

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top