Главная / Тест-драйв / Volkswagen Passat / Семь стимулов для покупки универсала.Карта сайта

Семь стимулов для покупки универсала.

29 августа 2006

Итак, претенденты: три «немца» — VW Passat Variant, Opel Vectra Caravan и Mercedes C 180 T, «француз» Peugeot 406 Break и швед (хотя и родился в Голландии) Volvo V40. Вся пятерка — новички на автомобильном рынке. У всех машин под капотом моторы одинакового рабочего объема в 1,8 литра, и только Volvo — с двухлитровым двигателем (не удалось нам в тот день раздобыть 1,8-литровую версию).

И никаких «автоматов»: только пятиступенчатые механические коробки передач. Предупреждаем сразу: если у вас нет ни двадцати пяти тысяч долларов, ни желания покупать универсал, то можно, конечно, не читать. Но тогда хотя бы взгляните на таблицы экспертных оценок в конце статьи — ведь интересно же, кто победил? Впрочем, лучше все же читать дальше, не перескакивая, — вдруг появится желание купить такой универсал? А желание — уже полдела! Там, глядишь, и деньжат удастся на него заработать.

ХОРОШИ? НЕ ТО СЛОВО

Ни у кого не повернется язык назвать эти современные автомобили со стремительными линиями кузовов обидным словом «сарай»!
Passat по-немецки строг и основателен. Он перенял эти черты от своего предшественника — универсала предыдущего поколения, который считался одним из лучших в своем классе. А новый всем своим видом словно кричит: «Я еще лучше, я еще больше! И вообще, я претендую на класс ступенькой выше».

Универсал Peugeot 406 выглядит заметно длиннее своих конкурентов. Но при этом он ничуть не громоздок, а стремителен и даже грациозен. Кстати, у него единственного из всей пятерки нет поручней на крыше для крепления багажника. Может, внутри так просторно, что навьючивать груз на крышу не нужно?
Mercedes — это Mercedes. Этот стоит рядом с коллегами с чувством сдержанного превосходства. Небольшой, аккуратный, элегантный — хоть и «компакт», но из высшей касты. А вот задняя часть его кузова имеет много общего с универсалами Opel и Volvo — они точно так же закруглены по последней моде. От этого их кузова кажутся обтекаемыми и совсем не «чемоданистыми», но и в пространстве внутри, наверное, они потеряли. Впрочем, это мы можем и проверить.

ПРОСТОРНЫ? НА ДИВО!

Крышки багажных отсеков VW, Peugeot и С-класса легко открываются нажатием клавиш, а Volvo и Opel снабжены туговатыми кнопками. Выше всех задирает пятую дверь Volkswagen, а ниже — опять-таки Opel и Volvo.
Самыми универсальными универсалами оказались Peugeot и VW — облазив их с рулеткой в руках, мы поняли, что глазомер нас не подвел. Причем только у них на пороге багажного отсека есть металлическая накладка — чтобы не поцарапать пластик или коврик при перегрузке ящиков. Passat на сей раз вполне оправдывает звание «народного вагона» — он второй после Peugeot по внутреннему объему багажника при сложенном заднем сиденье, да и сделано здесь все очень добротно и продуманно. Заднее сиденье VW можно сложить по частям в соотношении 2:1, и при этом оно оставляет над собой почти ровный пол. В левой боковине — большая ниша, за крышкой которой на нашей машине был спрятан CD-чейнджер, в правой — схожая ниша для аптечки и два гнезда прикуривателя, играющие роль розеток для компрессора или холодильника. В пол вмонтированы кольца для крепления груза, а закрывает багажник на уровне окон вытягивающаяся горизонтальная шторка. Претензия к удобству только одна — при складывании спинки нужно вынимать из нее большие подголовники.

Багажник Peugeot поражает. Его объему (1740 литров) позавидуют даже универсалы классом выше, вроде BMW 5-й серии или «глазастого» Е-класса! Под жестким фанерным полом (которым специально снабжаются эти машины в российском исполнении), в округлой выштамповке, помещаются полноразмерная запаска, домкрат и инструмент. Места под полом могло бы быть и побольше, но зато есть два ящика в боковинах: справа — для аптечки, слева — для всякой всячины. Сиденье складывается только целиком (на более дорогих версиях — раздельно), оставляя почти ровный пол багажного отсека. А горизонтальная шторка сматывается в неширокую жесткую полку, которую можно вынуть из машины и с успехом использовать как походное сиденье, что мы на привалах и делали.

«Компактный» Mercedes по объему сложенного багажного отсека уступает двум вышеупомянутым конкурентам. Но зато как качественно все здесь сделано! Особое внимание уделено безопасности перевозок: в пол багажника вмонтировано четыре металлических кольца для крепления груза, салон можно отделить от багажника прочной капроновой сеткой (она натягивается вертикально сразу за задним сиденьем или за передним, если заднее сложено). От посторонних глаз поклажу скрывает мягкая скручивающаяся горизонтальная шторка.

Такие ниши есть почти у каждого из всей пятерки. На VW здесь спрятан CD-чейнджер Сиденье складывается по частям. Но из-за мощной стальной поперечины, на которую опирается спинка, вначале можно сложить только узкую часть, и лишь затем широкую. При этом спинка ложится на остающуюся на месте подушку сиденья, отчего пол делается неровным. Остается разве что снять подушку и оставить ее в гараже — тогда, скорей всего, пол выровняется. А еще мерседесовское заднее сиденье самое тяжелое (ворочать его — дело не из легких), зато жесткое, что для складывающейся конструкции — несомненный плюс.

При сложенном заднем сиденье передние кресла можно полностью отодвинуть назад. То есть в отличие от других универсалов здесь, складывая задние сиденья, ничуть не умаляешь свободы и удобства водителя и переднего пассажира.

В левом ящике боковины багажника прячутся аптечка и бачок омывателя заднего стекла, в правом есть удобный карман для мелких вещей. Кроме того, в багажнике предусмотрено место для среднего подголовника — он вставляется в специальное гнездо, занимая минимум места, и не болтается в салоне. Под жесткой крышкой пола — полноразмерное запасное колесо, инструмент, домкрат, знак аварийной остановки и… аккумуляторная батарея. При этом еще остается много свободного места для щеток, флакончиков и прочей утвари по уходу за машиной.

Главная особенность багажника универсала Opel Vectra Caravan — несколько «грузовых» отсеков под открывающимся полом. Самый большой из них закрыт дополнительной круглой пластмассовой крышкой — там покоится запаска. А по бокам есть еще два «подпольных» тайничка. В левом хранится домкрат, а правый оставлен для автомобильной мелочи. Кроме того, есть длинный поперечный ящик за запасным колесом.

И по бокам багажника есть кое-что. Под левой крышкой — аптечка, а под правой — небольшой пластмассовый ящик для всякой мелочи.

Заднее сиденье складывается по частям, к тому же в нем есть люк для перевозки длинномеров. Сразу за сиденьем — скрученная в ролик горизонтальная шторка.

Она хороша тем, что имеет несколько жестких ребер — на нее можно положить детские игрушки или нетяжелую сумку (в других машинах этого сделать нельзя).

Динамичная покатая крыша Volvo V40 повлияла на емкость багажника. Машина получилась очень стильной (она даже выигрывала в Европе конкурсы красоты среди универсалов), но по части «грузоперевозок» Volvo проигрывает остальным конкурентам. Зато V40 — единственный универсал, у которого складывается не только заднее сиденье (создавая абсолютно ровную платформу), но и переднее! Его спинка наклоняется вперед и полностью ложится на подушку, что будет очень кстати при перевозке длинномеров.

Жесткую полку, в которую сматывается шторка, можно использовать как на Peugeot — в качестве скамейки. С правой стороны багажника натягивается низкая сетка для небольших вещей. А средний подголовник можно опустить до уровня верхней кромки сиденья. Итак, самые большие багажные отсеки имеют VW и Peugeot. А какие удобства предлагаются водителю и пассажирам?

САРАИ? ДВОРЦЫ!

Кажется, в этих машинах есть все, что может быть в европейском автомобиле среднего класса. Подушки безопасности, электростеклоподъемники, наружные зеркала с электрорегулировкой и подогревом, гидрокорректоры угла наклона светового пучка фар, у многих — системы климат-контроля и бортовые компьютеры, аудиосистемы с CD-чейнджерами и раздельными динамиками (Vectra имеет в передних дверных панелях места аж для трех громкоговорителей!). Предусмотрены подстаканники, ниши для мелочей, карманы в дверях и прочие штучки, так облегчающие суетливую жизнь автомобилиста.

Passat здесь вне конкуренции — в этом автомобиле есть все! Пять регулировок водительского кресла, включая поясничный подпор (кресла удобны, но маловато боковой поддержки). Приятная баранка, настраиваемая по положению в двух плоскостях. Удобные педали с площадкой для левой ноги, короткий рычаг КПП с оптимальными ходами, простая и информативная комбинация приборов. Система климат-контроля (с неплохим дисплеем и невнятным кнопочным управлением, в котором трудно разобраться на ходу). Опускные подлокотники, выдвижные подстаканники и пепельницы — все это и впереди, и сзади. Словно автомобиль ежеминутно напоминает: «Ты сделал лучшую покупку, герр хозяин, — максимум удобств за свои деньги!» Но не будем забывать, что у нас оказалась машина в «топовой», самой дорогой комплектации. Как говорится, «полный фарш».

Салон Peugeot, напротив, скромен (машина была в самой дешевой версии), но элегантен. Ковшеобразные кресла с обивкой, напоминающей бельгийские гобелены, имеют всего две регулировки. Но сидеть удобно! Передняя панель и комбинации приборов простоваты, управление микроклиматом организовано тоже бесхитростно — кнопки, вращающаяся рукоятка установки температуры и движок скоростей вентилятора.

А сзади у нашей машины — ручные стеклоподъемники и отсутствие подлокотника и пепельнцы. Чисто французский «экономный» вариант. Но зато Peugeot — самый просторный для задних пассажиров. Mercedes-Benz… Пожалуй, это единственный автомобиль, в котором деревянные панели действительно уместны.

Салон С-класса сделан традиционно строго и со вкусом. И этим он здорово выделяется из остальных — здесь есть отработанная десятилетиями стилистика, характер. Жесткое сиденье с четырьмя регулировками хоть и не блещет боковой поддержкой, но по нему не скользишь — удерживает шероховатая светло-серая ткань.

Мерседесовская баранка не регулируется, но ложится аккурат в руки. Традиционная комбинация приборов с желтыми шкалами и стрелками отлично читается, а большой подлокотник не мешает «ручнику», потому что тот на самом деле — «ножник» в виде приподнятой педальки слева от сцепления. Спереди пространства достаточно (особенно впечатляет диапазон продольной регулировки), а вот сзади Mercedes оказался самым тесным.

Opel Vectra — высший балл по обеспечению приборной информацией! Под длинным козырьком прячутся от солнца отлично скомпонованная комбинация шкал и огромный дисплей бортового компьютера, горящий ярко-желтым янтарем крупных цифр и символов. Оригинальна и система управления климат-контролем — большие кнопки в виде секторов трех окружностей, в центре которых информационные экраны.

А вот сиденье подкачало — подушка коротковата и, несмотря на регулировку по высоте, не позволила нам подобрать оптимальный угол наклона.

Кстати, Vectra снабжена аж пятью подстаканниками — два выдвигаются из центральной консоли, два есть в откидывающейся вниз крышке бардачка и еще один внутри подлокотника!

Интерьер Volvo V40, хоть и мог бы иметь свое лицо, но растерял все традиционные для шведов черты в погоне за модой. Здесь все как в хорошем «японце». Удобные сиденья с четырьмя регулировками — правда, угол подушки в нижнем положении неоптимален. У Volvo — лучший педальный узел, самое простое и логичное управление микроклиматом и неплохая комбинация приборов. Но баранка и рычаг КПП могли бы быть поудобнее, а нетрадиционный дисплей бортового компьютера со странной формы указателем уровня топлива плохо читаются. И неуместной роскошью среди серой пластмассы смотрятся вычурно изогнутые «деревяшки».

ПРОВОРНЫ? ПОЧТИ ВСЕ!

Хватит ли мощности 1,8-литровых моторов для наших универсалов?
VW Passat надежно трогается с места и столь же надежно продолжает бодрый разгон. «Растянутая » трансмиссия и подчеркнуто ровная характеристика двигателя с пятью клапанами на цилиндр не особо подходят для резкой активной езды — намек на живость появляется только в диапазоне 5000—6800 об/мин. Зато можно не частить с перебором передач при движении в потоке.

Peugeot, как мы помним, самый вместительный из всей пятерки, но моторчик здесь оказался вялым. Единственное, что удается этому далеко не самому современному, да еще и «разжатому» при адаптации двигателю, — это очень уверенное трогание с места. Дальше — тяжко. Педаль уперлась в пол, из-под капота — жужжание, а машина разгоняется в весьма умеренном темпе. Да, 406 Break с таким мотором — не для темпераментных драйверов…

А мерседесовский мотор, напротив, проявляет нехватку крутящего момента в начале движения — его и заглушить при трогании немудрено. Но потом, с 2000 об/мин, двигатель радует бодрым разгоном с еле заметным подхватом после 3500 об/мин. Это напоминает Passat — хотя здесь мотор менее «моментен», зато и трансмиссия «покороче».

Opel оказался самым капризным при трогании с места. Чтобы уверенно стартовать, нужно сопровождать отпускание педали сцепления подергиванием «газа». Но после 2000 об/мин — никаких проблем! Дальше Vectra разгоняется быстро и уверенно, как VW и Mercedes. Надо ли объяснять, что выпавший из общей компании двухлитровый силовой агрегат Volvo легко превзошел 1,8-литровых конкурентов?

Отменные бойцовские качества шведского мотора напоминают о тех успехах, которых вольвовцы достигли в перемене имиджа своих автомобилей. Но сравнивать его с менее «мускулистыми» коллегами мы, конечно же, не будем, а в таблице характеристик укажем данные 1,8-литрового мотора.

ТОРМОЗЯТ? КАК ВКОПАННЫЕ!

Чем дальше заходит технический прогресс, тем реже мы отмечаем недостатки тормозных систем современных автомобилей. Вот и сейчас придраться почти не к чему — тормоза у всех очень эффективны, а антиблокировочные системы вступают в действие только в критических ситуациях и в большинстве случаев действительно помогают водителю. Правда, возникли проблемы с информативностью привода тормозов. Passat немного расстроил вялой, задемпфированной обратной связью, а тормозная педаль штутгартца неприятно удивила нечеткостью перемещений, заставляя нарабатывать специальный алгоритм управления замедлением.

БИТЮГИ? АНТИЛОПЫ!

Кто сказал, что управляемость для универсалов — дело десятое? И при спокойной езде, и в экстремальных режимах Passat делает правильно все. Вернее, почти все. За исключением того, что обратной связи рулевого управления здесь просто нет! Машина классно пройдет поворот, без проблем выполнит резкий маневр, но слишком легкий, «американский» руль не даст при этом почувствовать, что происходит с автомобилем. К этому, конечно, можно привыкнуть, но в нештатной ситуации, да еще без привычки, на дороге «поисковое» руление может вывести и на обочину…

Ну, а Peugeot и в ипостаси универсала остался в своем амплуа. Эта машина создавалась гурманами для гурманов, и даже если никуда не спешить, удовольствие от езды здесь гарантировано. А когда пришпориваешь чахлый моторчик, то Peugeot пишет траекторию быстрого маневра так красиво и надежно, что может показаться, будто возможности этой машины безграничны. С ней не надо бороться, она все сделает сама. Главное — это слишком не наглеть, вваливаясь в захватывающие дух повороты.

А как едет Mercedes? Верно говорят: старый конь борозды не портит. Универсал С-класса, несмотря на классическую компоновку, даст фору почти всем переднеприводным конкурентам! Его отличают вполне внятное реактивное действие на руле, высокая чувствительность к управлению (но на волнообразных неровностях это требует сосредоточения) и несколько иные реакции на изменение тяги. В середине быстрого поворота, где на переднеприводнике еще осторожничаешь с газом, 1,8-литровый Mercedes позволяет смело утопить педаль в пол и, вызвав небольшую избыточную поворачиваемость, пройти остаток кривой на грани заноса. А при сбросе газа С-класс по-переднеприводному послушно заныривает внутрь поворота. Да, если Mercedes и уступает в управляемости, то только 406-й!

Opel Vectra ничем особенным здесь не блещет. Реакции машины удобны, но в быстром повороте Vectra может испугать водителя ранним и неожиданным срывом в занос задней оси. А рулевое управление, как и фольксвагеновское, страдает нехваткой реактивного действия, что вдобавок вынуждает искать угол поворота баранки «на ощупь».

Что касается универсала Volvo, то по части коррекции имиджа «чайниковского» автомобиля пороха у шведов поначалу хватило только на мотор, а на подвеску не осталось. В повороте реактивного действия на руле днем с огнем не сыщешь, а если превысил скорость при входе в вираж — уезжаешь к наружной обочине и надеешься только на то, что шины рано или поздно все-так зацепятся за покрытие. Да и на прямой Volvo рыскает по сторонам. Удовольствием от езды здесь не пахнет…

Впрочем, совсем недавно наш корреспондент поездил на последних версиях S40 и V40 и уверяет (см. АР № 17, 1997), что машины «донастроили». Это было подтверждено не только ездовыми впечатлениями, но и в разговорах со шведскими инженерами. Но нам, увы, досталась машина со «старой» подвеской.

А ЕСЛИ НАГРУЗИТЬ? ГОДИТСЯ!

Предположим, что некоторые из машин рассчитаны на лучшую управляемость в загруженном состояни — ведь тогда экстренный маневр совершить сложнее. Проверим?
Volkswagen и Mercedes на увеличение нагрузки почти не отреагировали — так, чуть увеличились запаздывания при маневрах, и все. Молодцы!
Opel поехал гораздо лучше. Загруженная Vectra легче заезжает в повороты а склонность к заносу у нее совсем исчезла. Браво!
Рафинированный Peugeot и бесхитростный Volvo изменились не в лучшую сторону. «Француз» стал слишком активно ввинчиваться внутрь виража, а при попадании в повороте на неровности начал неприлично повиливать э-э-э… скажем, задней частью.
Видимо, столь тонко рассчитанную эластокинематику задней подвески сложно настроить под разную степень загрузки.
Ну, а «швед» под поклажей просто больше рыскает на прямой и еще увеличивает степень недостаточной поворачиваемости в повороте.

ГАСЯТ ТРЯСКУ? КТО КАК…

Осталось разобраться с тем, насколько комфортабельны наши универсалы на российских дорогах. На первый взгляд, «правильный» Passat обладает «правильной» немецкой подвеской — жестковатой, но энергоемкой. И все же на высокой скорости подвески дают-таки слабину и не удерживают Passat от вертикальной раскачки, а к заметному шуму от дороги прибавляются и аэродинамические посвисты. И вибрации от двигателя постоянно ощущаются на педалях и рычаге КПП, а на руле — еще и от работы подвески. Все это не столь ярко выражено, чтобы раздражать, но чуть-чуть снижает очень хорошее впечатление от автомобиля.

Французская подвеска 406-го уверенно спорит с немецкой и выигрывает по части демпфирования профиля дороги. Но вот на мелких неровностях Peugeot зудит всем кузовом и пластиковыми панелями. Вкупе с аэродинамическими шумами на большой скорости и надрывом в «голосе» мотора при интенсивных разгонах это создает не самый приятный виброакустический фон.

С-класс великолепен. Под прицелом трехлучевой звезды на капоте все ямки и швы на асфальте словно исчезают в панике — Асhtung, Mercedes на дороге! «Молчит» на неровностях кузов, «молчат» руль и педали. И только двигатель напоминает о себе, особенно после 3000 об/мин. Но все время ощущаешь, что это — солидный и породистый автомобиль.

Тем обиднее, что другой «немец» — Opel Vectra — оказался при езде по нашим дорогам на ступеньку ниже этой троицы. Машина раскачивается на пологих волнах, а гул от дорожного покрытия заглушает все остальные звуки. Зато по вибрациям Vectra лучше, чем Passat и Peugeot, хотя и не дотягивает до уровня С-класса.

Неожиданность: шведский универсал по плавности хода, шумам и вибрациям проиграл всем конкурентам. Подробное повторение профиля дороги, сильная вертикальная раскачка, шумная передача «мелочей» и вибрации от мотора… Почему? Нам кажется, что Volvo V40 просто нуждается в адаптации подвески к нашим условиям. Возможно, тогда основная часть проблем исчезнет.

СКОЛЬКО КОПИТЬ? И НА ЧТО ПОТРАТИТЬ?

Вот вам семь стимулов для накопительства средств, надобных для приобретения лучших универсалов из нашей пятерки.

Они красивы и не заслужат обидных прозвищ типа «сарай». Они удобны и снабжены всем возможным в салоне (особенно Passat). У них хорошая тяговая динамика (за исключением Peugeot). У них классные тормоза. Их управляемость не оставляет желать много лучшего (а иногда и просто лучшего — тут отличились Peugeot и Mercedes). Они неплохо приспособлены к нашим дорогам (а Mercedes просто великолепен). И, наконец, они вместительны — это самое главное для универсала. И все это в одном флаконе!

Что касается выбора, то все наши оценки, розничные цены автомобилей, количество дилеров, стоимость сервиса и некоторых наиболее типичных запчастей мы свели в три таблицы. А теперь, коль вы задумались над выбором, можете проделать несложные арифметические действия. Выберите из таблицы численные оценки наиболее важных для вас потребительских качеств, сложите их и разделите на цену автомобиля. Чем эта цифра больше — тем лучше. Можете еще по своему усмотрению добавить к нашим оценкам свои, отражающие, например, ваш взгляд на эстетические достоинства машины, на их престиж, ваши привязанности… Есть под рукой калькулятор?

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, А. ДИВАКОВ,
М. КАДАКОВ, Л. ГОЛОВАНОВ

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top