Главная / Audi / Audi 100/ 100 Avant, S4/ S4 Avant / Полезные советы / Аккумулятор — Как правильно выбрать аккумуляторКарта сайта

Аккумулятор — Как правильно выбрать аккумулятор

23 августа 2006

Наверное, у каждого автомобилиста наступает такой момент, когда возиться дальше со старой
аккумуляторной батареей становится слишком хлопотно. Особенно если на дворе зима и стоят
трескучие морозы. Постоянные проблемы с запуском двигателя, бесконечные "домашние"
подзарядки и боязнь, что осыпающаяся активная масса в самый неподходящий момент замкнет
пластины, после чего с какого-нибудь перекрестка вас потащат домой на буксире. Напрашивается
вывод: нужен новый аккумулятор. Но какой?
Все стартерные аккумуляторные батареи делятся на три категории: обслуживаемые, или
ремонтопригодные; малообслуживаемые; необслуживаемые.
Обслуживаемые аккумуляторы пока еще встречаются в продаже, хотя лет десять назад они
составляли практически абсолютное большинство. Сейчас их производят лишь несколько
российских заводов да еще в нескольких странах бывшего соцлагеря. Их легко узнать по
эбонитовому корпусу и черной мастике, которая залита сверху. Такой аккумулятор дает
возможность сменить блок пластин одной или нескольких банок, если между пластинами произошло
короткое замыкание. Но подавляющее большинство этим заниматься не будут. К тому же более
дорогой в производстве эбонитовый корпус менее прочем, чем пластиковый, и при ударе
раскалывается. Мастика тоже имеет существенный недостаток – со временем от грязи и перепадов
температуры она теряет свои изоляционные свойства, отчего аккумулятор начинает очень быстро
самопроизвольно разряжаться.
Владелец же необслуживаемого аккумулятора попросту лишен возможности что-либо сделать с
ним: на крышке такой батареи нет никаких отверстий и заливных пробок. Это специальные
аккумуляторы, предназначенные для определенных (читай – идеальных) условий эксплуатации с
мягким климатом и отлаженным сервисом. Они очень дорогие и подходят для использования не на
всех автомобилях.
Большинство выпускаемых во всем мире автомобильных аккумуляторов является
малообслуживаемыми. Они не имеют таких жестких ограничений в эксплуатации и широко
представлены на рынке, от относительно дешевых и простых до дорогих, качественных и буквально
нашпигованных современными технологиями.
Допустим, вы решили купить аккумулятор, но где и какой? Сначала – где. Лучше всего пойти в
солидную фирму, где вам быстро подберут то, что нужно. Теперь – какой. Советовать что-то
конкретное не будем, дадим лишь некоторые рекомендации.
Престиж и известность какой-то марки аккумуляторов имеют решающее значение при покупке, но
надо учитывать и некоторые технические моменты. Конечно, химический состав пластин или
технология их изготовления вряд ли известны продавцу. Да и нужно ли это покупателю? Лучше
обратить внимание на то, что можно увидеть самому. Например, пакетированные пластины (каждая
пластина упакована в микропористый конверт-сепаратор), которые предотвращают короткое
замыкание между ними вследствие осыпания активной массы и соответственно продлевают срок
"жизни" аккумулятора. Такие пакеты хорошо видны, если открыть заливную пробку. Обратите
внимание и на пробки. Известно, что при зарядке аккумулятора вода из электролита выпаривается
и при электролизе разлагается на водород и кислород.
Чтобы аккумулятор не взорвался, в пробках делают сбоку или сверху небольшое отверстие для
выхода газов. В самых простых (и самых дешевых) аккумуляторах делают просто маленькое
отверстие, которое быстро может забиваться грязью. В более дорогих пробки изготавливаются
наподобие клапана, не дающего электролиту выплескиваться, с полостью для конценсации паров.
Лучше всего, если пробки не имеют отверстий, а в крышке батареи есть система полостей для
конденсации воды, а также единый газоотводный канал, как в необслуживаемых аккумуляторах.
Малообслуживаемые аккумуляторы поставляются производителями сухозаряженными (как
большинство обслуживаемых) или залитыми электролитом на заводе. Если вы покупаете
аккумулятор впрок, то лучше купить сухозаряженный: у него большой срок хранения. Для того чтобы
привести их в рабочее состояние, нужно залить электролит. Залитые на заводе аккмуляторы уже
готовы к работе. Электролит для них готовится специалистами из высококачественных
составляющих и содержит много (иногда более двадцати) добавок, препятствующих сульфатации,
осыпанию активной массы и др. Надо сказать, что в продаже появились специальные
модификаторы, якобы содержащие такие добавки, но доверия они не вызывают. Есть еще одно
преимущество у залитых аккумуляторов. Прежде чем попасть в торговую сеть, их подвергают
специальной зарядке с контролем параметров на специальной аппаратуре. При этом выявить
некачественные батареи значительно легче.
Наверное, самое важное, на что должен обратить внимание покупатель, – это характеристики
аккумулятора. Их три. Первая – номанальное напряжение, оно у всех батарей одинаковое, и
ошибиться невозможно. При покупке желательно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой.
Вторая – емкость, измеряемая в ампер/часах (A/h), означает, грубо говоря, количество
электроэнергии, хранящееся в аккумуляторе. От емкости зависит, как долго можно крутить
стартером двигатель, точнее – сколько можно сделать попыток запустить двигатель. Цена
аккумулятора практически прямо пропорциональна его емкости. И третья характеристика –
пусковой ток (измеряется в амперах, А),т. е. ток, подаваемый на стартер во время пуска. На
аккумуляторах его могут указывать по четырем разным системам: ГОСТ (на отечественных), EN
(стандарт Единой Европы), SAE (американский стандарт) и DIN. Последний, немецкий стандарт,
наиболее близок к нашему ГОСТу и на большинстве европейских батарей ставится "по умолчанию",
т. е. когда система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей силой стартер
провернет двигатель.
Лучше, если вы купите аккумулятор с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по
эксплуатации вашего автомобиля: так он прослужит вам дольше при минимальных расходах. Можно
сэкономить и купить аккумулятор меньшей емкости, но служить он вам будет меньше обычного
срока и плохо справляться с зимним запуском. Купив батарею даже ненамного большей емкости, вы
не выиграете в сроке службы, т. к. постоянный недозаряд аккумулятора приведет к сульфатации
пластин, и проиграете в деньгах. Увлекаться повышенным пусковым током также не следует:
сожжете стартер. Лучше смените масло в двигателе, и проблем с запуском не будет.
Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками.
Аккумуляторы не являются исключением. Есть несколько признаков, по которым можно с
достаточной точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на
аккумуляторе должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше
если с адресом. Второе – должна быть указана дата изготовления, что очень важно, если
аккумулятор залитый. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие
инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не продают в
розницу, их устанавливают специалисты на сервисных станциях. Третье – качественный
аккумулятор немыслим без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм,
нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными
пластмассовыми колпачками.

Top