Главная / Женский уголок / Тормози лаптем!Карта сайта

Тормози лаптем!

09 октября 2006


Ситуация 1. Представим, что тормоза «кончились» на незагруженном шоссе, когда вы решили сбросить скорость, скажем, перед выбоиной или перебегавшей дорогу собакой. Педаль «провалилась». Нажали еще раз – жесткость не восстанавливается, но машина стала чуть-чуть замедлять ход. Скорее всего, повреждена тормозная магистраль, точнее, один из ее контуров. В этом случае не отпускайте педаль до полной остановки, нажимать еще раз – терять время. Помочь рабочей тормозной системе можно «ручником» и мотором, если включать пониженные передачи. Торможение двигателем наиболее эффективно на скользком покрытии, так как позволяет контролировать машину тягой на ведущих колесах. Включать передачи, например, на «Жигулях» можно по такой схеме: при 70–110 км/ч – III, при 40–70 – II, от 40 и ниже – I, а отпускать сцепление тем плавней, чем слабее сцепление колес с дорожным полотном. Только не дергайте «ручник» резко, а тяните его по возможности плавно – с испуга можно запросто оборвать трос или сломать оболочку. Тогда от ручного тормоза помощи не жди.
  Иногда педаль тормоза встает колом: сколько ни дави, реакция нулевая. Так бывает, если колодки замаслятся, материал накладок по причине низкого своего качества намокнет или, хуже того, от интенсивного торможения начнет плавиться, образуя между трущимися парами отличную смазку. Убедиться, что колодки перегрелись, просто. С высокой скорости машина в первые секунды начинает нормально замедляться (например, со 120 до 80 км/ч), а затем торможение прекращает, несмотря на усилие, приложенное к педали. В этом случае остается одно – тормозить прерывисто. Но, в отличие от деликатного торможения на льду, здесь нужно педаль полностью (на долю секунды) отпускать, чтобы поверхность колодок хоть недолго, но охлаждалась воздухом, а затем снова резко нажимать. Конечно, тормозной путь будет длиннее, но все же во много раз меньше, чем свободный выбег машины.
  Если дело не в оплавлении колодок, то не остается ничего другого, как пытаться «прожать» педаль – возможно, повезет, и тормоз заработает. Так случается, когда замяты тормозные трубки (наскочили на камень, бугор, ухаб). При этом обычно машину еще и уводит в сторону. И в этом случае на помощь могут прийти «ручник» и коробка передач.
  Если после одного из подобных «фокусов» тормоза вдруг сами собой пришли в норму, немедленно проверьте систему, не оставляя это дело на потом.







рис. 1
рис. 2


  Ситуация 2. Вы едете по городу в час пик. И вдруг на спуске, вблизи перекрестка, когда поток останавливается на «красный», ваша машина продолжает уверенно догонять стоящие автомобили. В отличие от предыдущей ситуации, запаса времени и достаточного пространства впереди уже нет. Какое принять решение? Общий подход – никогда не ждите, что тормоза вдруг снова заработают. Многие попадали в аварии именно потому, что жали на педаль тормоза до последней секунды, надеясь, что машина вот-вот остановится, и даже не помышляли о других действиях. Попытайтесь выбрать направление маневра, обозначить его для других участников движения, сигналить.
  Если тормоза отказали перед перекрестком, а на пересекаемой улице полным-полно автомобилей, не пытайтесь проскочить в прямом направлении, это почти сто-процентная куча-мала из вашего и еще нескольких автомобилей. Лучше всего свернуть направо (рис. 1 и 2), впритык к тротуару (если это возможно), а то и на тротуар, чтобы машина перекрывала минимальную долю проезжей части, а другие водители могли обогнать (объехать) вас, почти не изменяя траектории. Такой прием позволяет иногда избежать столкновения и в том случае, когда вы не уступили дорогу, но не успеваете затормозить. Здесь, даже имея шанс совершить маневр, постарайтесь снизить скорость, как описано выше.
  Ситуация 3. Вы с ужасом видите, что возможностей для безопасного маневра нет (на перекрестке все ряды заняты автомобилями, на тротуаре – пешеходы и т. п.) и авария неизбежна. Как свести последствия к минимуму? Запомните несколько азбучных истин.







рис. 3


  Первое место по тяжести увечий занимает лобовой или встречный удар. Очень опасен и боковой под прямым углом: машина может запросто перевернуться. Наименее опасен боковой скользящий. Вот на него и рассчитывайте, если нет других вариантов. Главное – выбрать минимальный «угол атаки», чтобы машину не раскрутило. Держите руль очень крепко: вырвавшись, он может сильно травмировать пальцы.
  Не старайтесь, маневрируя на машине без тормозов, заскочить в коридор, где нет машин. Велика вероятность оказаться на перекрестке под обстрелом других автомобилей, движущихся поперек, или до того задеть стоящие по сторонам машины. Такой удар «с перекрытием» (он показан на рис. 3) часто изменяет траекторию непредсказуемым образом и может иметь более тяжелые последствия, чем столкновение «бампер в бампер». Если удар в передний автомобиль неизбежен (что тут поделаешь!), нет смысла смещаться в сторону. И еще постарайтесь выбрать автомобиль-буфер подешевле.
  Наконец, несколько простых рекомендаций, которые предупредят об отказе тормозов и, надеюсь, сохранят кому-то нервы, автомобиль, а может, и жизнь.




Анатолий БОГОМОЛОВ


www2.zr.ru

Top