Главная / Советы бывалых / Приемы вождения внедорожника / Танцы в глубоком снегуКарта сайта

Танцы в глубоком снегу

01 ноября 2006

 
Попробуем дать вам, начинающие джиперы, некоторые рекомендации по «обузданию» полноприводника в условиях российского бездорожья. Ну что, поехали? Или, как любят говорить джиперы — помчались?!

Что у нас сегодня? Хмурое зимнее утро (а может, и солнечное — выбирайте), холодно, а нам надо мчаться, ну… например, к другу на дачу. А дача та за горами, полями и лесами. Вы в панике, поскольку никогда не съезжали с асфальта, а тут… да еще так далеко… да еще… да еще… Спокойно! Мы попробуем вам помочь.


Но для начала обратите внимание на «обувь». Если у вас согласно общероссийскому принципу зимой и летом — одним цветом, то небольшой совет — «переобуться» в соответствующие колеса. Конкретные модели покрышек советовать не буду, но замечу, что от правильного выбора резины зависит 30 — 40% успешного исхода всего мероприятия (еще 30 — 40% на «прокладку», которая все еще между рулем и сиденьем, а остальные — на энерговооруженность автомобиля). Едем дальше? Итак, вы добрались до места с условным обозначением -«прощай, асфальт». Ну вот же оно, слияние теории и практики… Главным отличием снега от слабых грунтов является то, что снег, не в пример песку и заболоченной почве — скользкий всегда! Зимой все наши огрехи в управлении выходят наружу. В это время года к машине нужно относиться с особенным трепетом, быть аккуратным и нежным, и тогда она не преподнесет вам «подарок» в виде непредсказуемого поведения. Некоторым владельцам полно-приводников зима приносит разочарование. Совершенно неожиданно оказывается, что полноприводный автомобиль требует больших навыков, чем его «однополые» собратья.


При движении по снегу создается большое сопротивление качению колес, и автомобиль быстро теряет скорость. Задача водителя выбрать такую передачу и режим работы двигателя, чтобы компенсировать это сопротивление, не допуская пробуксовки. К сожалению, мы не можем дать точных рекомендаций по выбору скорости движения в глубоком снегу. Слишком от многих факторов это зависит: от резины, в которую «обут» ваш автомобиль, толщины снежного покрова, температуры воздуха, дорожного просвета, возраста снега и даже от того, какими слоями этот снег залегает (после оттепели был мороз, потом выпал снег, и под свежим наметом скрыта ледяная корка). В каждом конкретном случае водитель должен сам выбирать скорость движения и передачу, согласно жизненному опыту или путем экспериментов (если обстановка не позволяет экспериментировать, совет один -скорость минимальная, но постоянная). Рассмотрим отдельные элементы снежного «плавания».


Трогание с места


Движение желательно начинать в положении -«передние колеса прямо». Если есть блокировки — включите их. При большой глубине и плотности снежного покрова перейдите на пониженную раздатку (конечно, если она имеется) и задействуйте как можно более высокую передачу, на которой только способен «вытянуть» двигатель, — это позволит избежать пробуксовки колес из-за неточного управления педалью газа. Перед тем как тронуться, проследите, чтобы задние колеса двигались по колее передних — это обеспечит минимальное сопротивление качению. Тротаитесь, аккуратно работая педалью акселератора, и, постепенно набирая скорость, переключайте передачи, стараясь не терять равномерности разгона. Ускорение прекращается по достижении скорости, позволяющей двигаться без пробуксовки и боковых смещений. Уже после нескольких попыток вы скорее всего сможете нащупать оптимальный режим.


Движение по снегу


При возникновении ощущений буксования или «подсаживания» (проваливания) автомобиля выжмите сцепление и, не пользуясь тормозами, аккуратно остановитесь. Сдайте назад и, двигаясь по проделанной колее, повторяйте попытки до тех пор, пока не станет возможным перемещение с устойчивой скоростью или же пока вы не доберетесь до дороги. В любом случае цикличное движение гораздо продуктивнее и быстрее, чем многочасовые откалывания машины.


В случае если ваш путь пролегает не по дороге, помните о сюрпризах, которые могут быть спрятаны под снежным покровом. И уж лучше проверить ногами, чем заниматься ремонтом, а то и эвакуацией машины в негуманных для человека условиях.


Повороты


В снежной целине самое оптимальное придерживаться тактики больших дуг, в этом случае у задних колес будет больше возможности следовать по пути передних.




Остановка и движение автомобиля на заснеженном склоне


Чтобы не возникало проблем, старайтесь останавливаться на ровной поверхности или в положении «под уклон». Сильно заснеженные подъемы лучше проходить «ходом», а если снега немного — двигайтесь внатяг на максимально высокой передаче. Спуск намного опаснее и коварнее подъема, на спуске начинает «вредить» масса автомобиля, поднимая скорость и «помогая» своим действием законам физики. Неказистая с виду кочка на спуске может оказаться неким роковым фактором. Скорость на заснеженном спуске -самая минимальная, а выбор необходимой передачи надо завершить еще до начала спуска.


Хотелось бы также отметить, что на сегодняшний день существует огромное число вариантов полного привода, и поведение машины с постоянным полным приводом и межосевым дифференциалом отличается от поведения машин с жестко подключаемым мостом. Дополнительную путаницу вносят и получившие в последнее время широкое распространение вязкостные муфты, электронное блокирование и прочее, прочее… Помните, что сегодня мы говорили лишь о базовых принципах движения по снежной целине. Но у каждой конкретной марки есть свои специфические особенности, которые необходимо учитывать…


Ну вот вдали показалась дача друга, да и сам он, кажется, бежит навстречу: «Ты где был?» Так и хочется буркнуть в ответ нечленораздельное: «Пиво пил…»


Вот и все, полного привода вам, господа джиперы! Первый урок закончен. Ну а в следующем номере мы отправимся по тяжелым лесным дорогам с глубокими колеями…


Игорь Козлов и Александр Трушников
По материалам журнала «клуб 4×4»

Top