Главная / Советы бывалых / Приемы вождения внедорожника / Безопасная скоростьКарта сайта

Безопасная скорость

01 ноября 2006

 

Как известно, повышенная скорость движения автомобиля является причиной многих ДТП. Не случайно в населенных пунктах, на сложных участках автотрасс предусматривают ограничения максимального значения скорости движения транспортных средств.


Какую же скорость следует выбирать водителю автомобиля в различных дорожных ситуациях с тем, чтобы движение было безопасным?


Согласно пункту 10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство с учетом интенсивности движения и дорожных условий. И здесь прежде всего необходимо помнить, что тормозной путь зависит от скорости в квадрате (Vа2):

— расчетные значения замедления при торможении;
-ускорение свободного падения;
— коэффициент сцепления шин с поверхностью для покрытий от гололеда до сухого асфальтобетона;
— коэффициент возможного снижения эффективности торможения на данном автомобиле.

Из формулы (1) следует, что с увеличением скорости от 40 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 4 раза! Из той же формулы видно, что тормозной путь увеличивается на скользких покрытиях; например, при торможении на гололеде тормозной путь в 9 раз больше по сравнению с торможением на сухом асфальте. Соответственно, для обеспечения того же уровня безопасности движения по наледи необходимо во столько же раз снизить скорость транспортного средства.


При движении в напряженном транспортном потоке лучшие условия безопасности обеспечиваются, если транспортное средство движется со скоростью потока. Не только превышение этой скорости, но и занижение может вызвать создание аварийной ситуации. Поэтому двигайся со скоростью транспортного потока!


А какую же дистанцию необходимо держать до впереди движущегося транспортного средства? Согласно требованиям пункта 9.10 ПДД водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволяла бы избежать столкновения.


Большую часть транспортного потока составляют легковые, то есть однотипные автомобили. Поэтому примерное значение безопасной дистанции между ними можно рассчитать по формуле:


— время реакции водителя;
— время срабатывания тормозного привода;
— время нарастания замедления в зависимости от дорожных условий
— скорости движения передней и задней машин, соответственно, в км/ч.
Так, для сухого асфальта и движения в транспортном потоке с одинаковой скоростью V1= V2 =60 км/ч безопасная дистанция составляет:

При движении с меньшей дистанцией и резком полном торможении передней машины задний автомобиль может столкнуться с передним. Вместе с тем, если внимательно посмотреть на движение в городских условиях, то увидим, что дистанция в нем заметно меньше расчетной 15 м. Следовательно, водители намеренно идут на уменьшение дистанции в надежде, что перед ними не произойдет резкого торможения автомобиля до полной остановки. Аварийное торможение машин обычно происходит при включении красного сигнала светофора, внезапном появлении пешехода на проезжей части или иных дорожных ситуациях. Сопутствующее такой ДТС столкновение машин ложится виной на водителя задней машины. При этом не важно, полностью или частично полосы движения машин совпадают (см. рис.). Лишь бы отсутствовал между ними боковой интервал.



Рассмотренные ситуации относятся к таким, в которых водитель передней машины прибегнул к экстренному торможению. Но ведь не редки случаи, когда остановка переднего автомобиля связана со встречным или попутным столкновением и происходит с замедлениями выше расчетных для данных дорожных условий. В таких ДТП обвинение водителя задней машин в нарушении пункта 9.10 ПДД без соответствующего экспертного исследования может привести к ошибочным решениям. И все же такие факты имеют место.


Так, в октябре месяце сего года водитель автомобиля ВАЗ-2106 Нестеров допустил столкновение с впереди двигавшимся автомобилем ВАЗ-2108, попавшим во встречное столкновение с автомобилем ГАЗ-31029. На месте происшествия водитель Нестеров был признан виновным в нарушении пункта 9.10 ПДД, как невыбравший безопасную дистанцию. При таком повороте событий ему предстояло возместить расходы по ремонту задней части автомобиля ВАЗ-2108 и, естественно, произвести ремонт своей машины. К удовлетворению водителя Нестерова при более внимательном анализе данного ДТП ошибка была исправлена и он сам был отнесен к разряду потерпевших.


Особенностями пункта 9.10 Правил пользуются некоторые водители, которые производят перестроение из ряда в ряд вблизи движущегося по этому ряду транспорта вопреки требованиям пункта 8.1 ПДД: «…маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения», провоцируют столкновение. Вину за это столкновение возлагают на водителя задней машины, как невыдержавшего безопасную дистанцию.


Так, водитель автомобиля ВАЗ-2104 Козлов, совершая перестроение при движении по Южному шоссе, принудил водителя автомобиля ВАЗ-21099 Фролова применить экстренное торможение и допустить столкновение с ним. Инспектор ГАИ при оформлении материала ДТП принял сторону водителя Козлова, а объяснения Фролова были проигнорированы. Водитель Фролов обратился в экпертно-консультационный центр (ЭКЦ) при Тольяттинском политехническом институте, тел.: (8469) 29-66-06, представив фотографии поврежденных частей машины. Специалисты ЭКЦ, совмещая эти части и моделируя движение машин перед столкновением, убедили все стороны в том, что перед ДТП имел место маневр автомобиля ВАЗ-2104.


В пункте 10.1 ПДД водителю предписывается при выборе скорости движения транспортного средства учитывать метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, которая может быть ограничена из-за тумана, обильного снегопада или дождя, освещенности участков проезжей части, дальностью света фар. Принцип выбора скорости машины в данных дорожных условиях и видимости впереди состоит в обеспечении возможности своевременно остановить транспортное средство до препятствия, появившегося неожиданно в поле зрения водителя. Допустимая скорость, при которой обеспечивается безопасность, определяется из равенства остановочного пути и видимости в направлении движения:



— суммарное время реакции водителя, срабатывания привода и нарастания замедления.
Например, при движении по сухому асфальту на легковом автомобиле в ближнем свете фар с видимостью Sв=20 м, скорость не должна быть выше:

В дождливую погоду при той же видимости предельная скорость уже составляет:


Ясно, что управляя автомобилем, водитель не в состоянии провести такие расчеты и выбрать безопасную скорость в ссответствии с ними. Но он обязан знать, что скорость должна строго соответствовать дорожным условиям и видимости, и обеспечивать ее за счет опыта вождения, интуиции и здравого смысла. Уверен, что соблюдение скоростного режима движения автомобиля водителем во всех ситуациях — верный залог безаварийной работы за рулем.
Директор ЭКЦ В.М.Скутнев Декабрь, 1997 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top