Главная / Советы бывалых / Тормозная экзотикаКарта сайта

Тормозная экзотика

24 июля 2006

Тормозная экзотика

Активный усилитель тормозов

Специалисты по безопасности движения автомобилей пришли к выводу, что в подавляющем большинстве водители в случае опасности внезапно перестают или почти перестают давить на тормозную педаль. Автомобиль впустую пролетает расстояние, которого, возможно, хватило бы, чтобы затормозить. В этой ситуации неоценимую помощь оказывает активный усилитель тормозов.

Несколько слов об активном усилителе тормозов автомобиля Audi-coupe quattro. В машине на рычаг переключения передач устанавливается потенциометр, почти такой же, как у трехпрограммного громкоговорителя. Поворот рукоятки — и тормозная педаль начинает перемещаться, словно невидимый призрак нажимает на нее. Электроника включается в управление машиной. Журналист В.Соловьев в полной мере испытал эту "железку" на указанном автомобиле.

— Пытаюсь смоделировать паническое торможение. Легко разгоняю Audi до ста километров по снежной трассе и резким толчком нажимаю на тормоз. Я в замешательстве. Под гипнозом надвигающегося препятствия и беды нога бессильно замирает на педали. Уже не до тормозов, инстинктивно закрываю лицо рукой, чтобы как-нибудь уберечь голову. И чудо. Активный усилитель понял меня! Понял, что нужно тормозить, и затормозил. После первого резкого кратковременного нажатия н выдал команду полного торможения. Как он догадался? Датчик активного усилителя выдал скорость, на которой началось торможение.

Сопоставив данные скорости движения автомобиля и скорости нажатия на педаль, компьютер безошибочно пришел к выводу: опасность — и довел торможение до конца. Немного придя в себя после того, как чудом удалось избежать примитивного столкновения, я поинтересовался у сидящего рядом испытателя насчет возможностей активного усилителя. Оказывается, усилитель также способен "додумывать" за водителя и регулировать интенсивность торможения при разной нагрузке автомобиля. На практике это означает, что сидящий за рулем будет с равным для себя усилием нажимать на педаль тормоза загруженного и совершенно пустого автомобиля точно так, как поворачивал бы ручку "громче-тише" у радиоприемника. В этом я, кстати, и сам убедился, управляя торможением с помощью потенциометра, смонтированного на переключателе передач. Активный усилитель может быть подключен и к инфракрасному дистанционному датчику на бампере автомобиля. В этом случае машина сама будет притормаживать, если соотношение "скорость-расстояние до впереди идущей машины" станет критическим. В таком сочетании она называется "интеллигентный автомобильный круиз-контроль".

Электронные тормоза

Так называемые электронные тормоза обходятся без тормозной жидкости, главного и рабочих тормозных цилиндров.

Колодки к диску прижимает электромотор, а управляет им электроника. Тормозная педаль — всего-навсего является датчиком. При нажатии на педаль датчик выдает сигнал, пропорциональный силе давления. Электронная система оценивает полученные данные и соизмеряет их с информацией о динамике движения, состоянии дороги и выдает соответствующую команду колесным электродвигателям тормозов.

Вот что рассказал об этой системе уже знакомый нам журналист В.Соловьев, опробовавший ее на автомобиле Mercedes-Benz E240.

— Для меня, человека, двадцать лет проведшего за рулем, это не укладывается в голове. Ну, телеграмму отправить по проводам, позвонить по телефону можно. Но тормозить по проводам?

Тормозите! — раздался голос сидящего инструктора, как только мы выехали на полосу полированного льда. Машина молниеносно среагировала на нажатие педали. И плавно, насколько это возможно на голом льду, начала останавливаться. Торможение было тончайшим, на грани качения и скольжения колес. Но Mercedes не скользил — он тормозил! Мои попытки более сильным нажатием на педаль сорвать автомобиль в занос не увенчались успехом. Ничего подобного. Желтая лампа — индикатор работы тормозов — укоризненно смотрела на меня: мол, ты чего, не видишь, торможу, дорога — хуже не придумаешь. Машина остановилась.

Проездил, вернее, протормозил не менее 15 минут в совершенно разных условиях и обстановке. На снегу, на льду, в поворотах, в так называемом секторе "МЮ", где под левым колесом был асфальт, а под правым — лед и наоборот. На всех участках торможение было ровным, уверенным и максимально эффективным. Главным их достоинством было быстродействие. Как ни крути, а в гидравлических системах требуется какое-то время, чтобы создать необходимое давление.

Пропал бесследно свободный ход педали тормоза. Лишь только касался ее, машина начинала торможение мгновенно. Ход педали короткий — не приходится выдавливать ее до пола. Но самое интересное, что давил не на тормоз, а на реостатик. А это главное, чтобы преодолеть психологический барьер и начать тормозить по проводам.

Но это еще не полностью электронные тормоза, а система активных гидравлических тормозов. Переходный этап к полностью электронному торможению. Педаль тормоза и все, что касается управления торможением, — электроника. Гидравлическая часть представляет собой четыре компактных электронасоса, которые, получая соответствующие сигналы, и создают оптимальное давление — каждый для своего колеса.

Старая, верная БСК

Сейчас самые модные тормозные жидкости — гликолевые ("Роса", "Нева" и т. п.), но они, к сожалению, впитывают из воздуха влагу, а она вызывает коррозию цилиндров гидропривода.

А вот БСК не впитывает влагу. Касторовое масло в составе БСК снижает до минимума механический износ резиновых манжет и колец. Опыт московских таксопарков после перехода с жидкости БСК на "Неву" (в конце 80-х годов) показал значительное снижение ресурса деталей в гидроприводах тормозов и сцепления. Основное же преимущество гликолевых "Невы" и других подобных жидкостей — высокая температура кипения, допускающая интенсивное продолжительное торможение.

БСК имеет еще ряд плюсов: не ядовита, не портит эмаль автомобиля, не разрушает любую резину. Поэтому на новой машине лучше, не мешкая, слить гликолевую жидкость и залить красную — БСК. Учитывая расход на промывку и прокачку, ее понадобится 1,5 л.

В целях унификации все заводы перешли на тормозную жидкость на гликолевой основе, все марки которой взаимозаменяемы и допускают смешивание. Но у рядового владельца, например "уазика" могут быть свои представления об удобстве, и он предпочтет перейти на БСК. Ее ни придется менять так часто, как "Росу" и импортные жидкости.

Подготовил Николай Шевченко, "Авто"

P.S. По мнению "Автомаркета", использовать БСК с представленной точки зрения можно в малонагруженных тормозных системах автомобилей старых конструкций со всеми барабанными тормозами. Использование же в современных автомобилях попросту опасно с точки зрения безопасности.

Top