Водитель и дорога
Год от года в нашей стране расширяется сеть автомобильных дорог. Словно кровеносные сосуды, пронизывают они всю территорию государства. От столицы — его сердца — расходятся главные транспортные артерии, обеспечивая связь с жизненно важными центрами. От них ответвляются республиканские, областные и местные дороги.
Рост автомобильного парка страны выдвигает перед дорожным хозяйством ряд насущных проблем, главные из них — расширение и улучшение дорожной сети. Новые в этой области перспективы открыло Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 года о дальнейшем развитии дорожного строительства. Оно определяет комплексное, централизованное решение наиболее важных вопросов. Постановление, в частности, предусматривает разработку генеральной схемы развития автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и местного значения, схемы, которая явиться основой будущих пятилетних и ежегодных планов строительства.
Предусматривается ежегодное наращивание темпов строительства дорог с твердым покрытием на 20%. Это значит, что наша страна в ближайшем будущем покроется десятками тысяч километров новых автомобильных магистралей.
Да и сейчас наши дороги уже не те, что были два-три десятка лет назад. Мы имеем превосходные магистрали, усовершенствованные шоссе, улучшенные грунтовые и другие дороги.
Естественно, что хорошие дороги позволяют увеличить грузооборот автомобильных перевозок, снизить себестоимость тонно-километра, сохранить технику от преждевременного износа.
Означает ли все это, что автомобилю не придется двигаться по проселкам, полевым и лесным дорогам, а то и вовсе по бездорожью?
Нет, не означает. Сейчас еще значительная часть местных дорог, обслуживающих сельское хозяйство и другие отрасли, являются труднопроходимыми. Вообще нужно сказать, что характер дорог, особенно грунтовых, может быть изменчивым. На них влияют климатические условия, дождь, снег, туман. Хорошее устойчивое сцепление шин с дорогой в сухую погоду резко изменяется в дождь, снегопад, гололед. Весной и осенью, как правило, снижается несущая способность дорог. Появление ям, выбоин отрицательно влияет на скорость и безопасность движения.
Иначе говоря, дорога как бы ведет автомобиль, держит его в своих «объятиях». И водитель должен всегда ясно представлять, что происходит с автомобилем в тех или иных дорожных условиях. Как поведет себя машина при определенных приемах управления: торможении, маневрировании, разгоне; какие при этом действуют силы между колесами и дорогой; каким образом приемы управления сказываются на устойчивости и управляемости автомобиля на дорогах различного профиля и качества при любых скоростях движения.
Конечно, до конца выяснить все особенности и трудности, которые могут встретиться на дорогах с разным покрытием и на бездорожье, вряд ли удастся, однако наиболее характерные из них рассмотрим в данной книге. Покажем, какие геометрические параметры проходимости автомобиля определяют возможности его использования на дорогах и в различных условиях бездорожья, как правильно выбрать и применить приемы вождения, которые в сложной дорожной обстановке позволят избежать заноса, потери управления, опрокидывания автомобиля или поломки его механизмов и деталей.
- Характер движения автомобиля
- Преодоление водных преград вброд
- Торможение автомобиля
- Вождение автомобиля в горной местности
- Тормозной путь. От чего он зависит, как определяется
- Противооткатные приспособления
- Устойчивость автомобиля
- Вождение автомобиля в пустынно песчанной местности
- Факторы устойчивости
- Вождение автомобиля зимой