Увлекательное путешествие по канавам оврагам, траншеям и холмам
В случае нажатия на педаль тормоза, а это наиболее естественная человеческая реакция в данной ситуации, может произойти следующее: колеса заблокируются, начнется необратимый снос задней оси, неуправляемое скольжение и в итоге… переворот!!!
Отправляемся в увлекательное путешествие по канавам оврагам, траншеям, холмам и прочей географической пересеченке. Вспомните наверняка бывало так что мчитесь вы с большой скоростью по асфальту и вдруг. Bay!!! Шикарная поляна, а чуть ниже по ландшафту вьется голубой змейкой прохладная речка! Кондиционер не справляется и вы понимаете, что если сейчас же не окунуть себя, любимого с головой в прохладную воду то ваше тело имеет реальные перспективы расплавиться словно шоколад. Решение принято, включаем правый поворотник но дурацкая траншея вдоль дороги напрочь отрезает нам путь к заветной цели! Вот уж скоро и реки не видно будет, а у вас все не получается найти приемлемый проход. Спокойно! Давайте остановимся и не торопясь, проанализируем. Вот вроде бы неплохое место.
Первое что вам нужно сопоставить это глубину ямы (траншеи, оврага) с длиной (базой) вашего полноприводника. То постарайтесь на глаз определить впишется ли ваш любимец в габариты траншеи или есть вероятность, что он подобно барану передним бампером при въезде в канаву (или задним при выезде из оной). Если размер оврага соизмерим с габаритами вашего автомобиля то данное препятствие, скорее всего, преодолимо без особых проблем. Главное как мы вас учили, заранее наметить траекторию движения. Или, говоря иными словами не только мысленно определить точку съезда и точку выезда, но и обязательно ногами пройти по предполагаемому пути. Последнее дает возможность не только полнее понять характер грунта (если это рыхлый песок только что отсыпанной дороги то есть достаточно большая вероятность «зависания») но и позволяет проверить наличие в траве посторонних предметов (большие камни, металлолом, проволока и прочее). Проверили? Тогда подключайте полный привод и если есть возможность маневра подъезжайте к краю оврага примерно перпендикулярно и начинайте спуск. Будьте особенно внимательны в самой низкой точке оврага и если вы не коснулись земли передним бампером вашего внедорожника смело продолжайте путь но помните что у многих автомобилей (особенно длиннобазных) угол въезда не равен углу съезда. А значит, при выезде не давите радостно на правую педаль, чувствуя себя уже стоящими по пояс в прохладной проточной воде, а медленно наблюдая за задним свесом автомобиля, выезжайте из оврага. Ведь если даже и произойдет касание задним бампером, защитой бензобака или запаской то чем спокойнее вы проделываете маневры, тем менее губительные по следствия будет иметь данный факт для вашего любимца. Поверь те, мы видели много бессмысленно оторванных бамперов вмятых баков (хороший удар о землю может уменьшить объем вливаемого топлива на целый десяток литров), оторванных запасок и прочего «полноприводного хлама». Ну а если вы все же сели на корму и задние колеса принялись беспомощно молотить воздух (а передние замерли в ожидании) — блокируйте межосевой дифференциал. Конечно, если такая возможность заложена в конструкции вашего внедорожника (еще правильнее было произвести эту операцию заранее). А коли блокировок нет (а межосевой дифференциал присутствует)- попробуйте поиграть с ручником. Притормаживая буксующие задние колеса, вы автоматически перекидываете часть крутящего момента на переднюю ось. Метод не слишком эффективный, но попытаться стоит. Не вышло…
Берите в руки домкрат и, вывесив филейную часть машины, подложите под колесо все ту же доску «сороковку». Надеюсь, она уже имеет свое штатное место в багажном отделении вашего «проходимца». В дело пойдут и подвернувшиеся под руку булыжники, и бревна подходящего размера. Суть дела в следующем: вам надо искусственно уменьшить глубину оврага, с тем, чтобы вывешенные колеса (ну хотя бы одно) вошли в контакт с землей. Иногда достаточно бывает просто приподнять севшую часть автомобиля на домкрате как можно выше и… столкнуть его в сторону. Только будьте аккуратны при сталкивании машины с штатного домкрата, а на некоторых моделях внедорожников даже и не пытайтесь осуществить эту процедуру. А использование хай-джека (подбамперного домкрата) для этих целей тоже имеет свои нюансы. Не получилось?! Попробуйте еще раз. Гарантирую, что уже после двух или трех попыток вы развернете свой автомобиль под некоторым углом к линии выезда и хода подвески окажутся достаточными для того, чтобы хотя бы одно колесо вошло в контакт с грунтом. Но тут вас подстерегает другая опасность: освободив задний свес от «земляного плена» и развернув автомобиль под углом (помните, вначале я советовал заезжать в овраг именно под прямым углом), можно искусственно создать ситуацию «диагонали». То есть когда из-за ограниченного хода передней и задней подвесок (у различных моделей внедорожников они разные, и каждому владельцу не помешает знать возможности своей машины), в воздухе окажутся диагонально расположенные переднее и заднее колеса. Конечно, при наличии хотя бы одной межколесной блокировки ваш любимец вырвется из этого плена без каких-либо проблем, но если данной опции нет — не горюйте, попросите друга встать на край бампера и покачать автомобиль. Частенько это помогает, но предупредите, чтобы держался покрепче (при сцеплении колеса с грунтом автомобиль может резко прыгнуть вперед). Не помогло… Используйте все те методы, которые мы с вами уже рассматривали. Цель одна — ввести в контакт с грунтом хотя бы одно из вывешенных колес. Когда же все известные способы испробованы… попробуйте очень простой, надежный и совершенно эксклюзивный способ (автором которого является мой друг): на одно из вывешенных колес (желательно неуправляемое) прямо поверх протектора накидывается прочная капроновая удавка, свободный конец которой фиксируется за раму или буксирную проушину. В результате вывешенное колесо фактически оказывается привязанным… Правда, до смешного просто? А работает как кратковременная межколесная блокировка. Только будьте, пожалуйста, внимательны при вязании этой удавки, ведь если перемудрить, то при вращении колеса веревка может свалиться и, затянувшись, вырвать тормозные шланги или еще что-нибудь. Вообще полезно хотя бы раз самому оказаться в такой ситуации, чтобы понять нюансы.
Ну что, едем дальше? Разумеется… Но сперва еще ненадолго вернемся к первому препятствию. Вы уже поняли, что если овраг не слишком глубокий и достаточно пологий, то его можно пройти в любом направлении. Если вы видите, что сейчас упретесь передним бампером в грунт при съезде, то лучше пойти по диагонали. Только не забывайте про вывешивание колес и проделайте данное упражнение ходом. Тогда динамики спуска вам хватит и на выезде. Еще одно напоминание: если у вас сзади стоит фаркоп или другое выступающее оборудование, это существенно ухудшает геометрическую проходимость вашего внедорожника. Фаркоп, конечно, в состоянии плугом вспороть рыхлую землю, но на моей практике был случай, когда при выезде джип моего друга завис фаркопом на хорошем валуне. А вот снимать его пришлось домкратом.
Ну все, мчимся дальше, а то уж очень хочется купаться. И вот перед вами глубокий овраг карьерного типа. Если миновать его никак не удается, то стоит поискать удобный съезд. В случае если обрыв крут и велика вероятность посадить на перегибе машину на днище, съезд желательно немного подготовить. Я имею в виду достаточно несложные инженерные работы по срезке кромки обрыва. Для новичков такие спуски могут показаться слишком опасными. И это правильно… Первый раз в подобный экстрим желательно пускаться под руководством опытного драйвера. Но ехать-то надо… Тогда действия следующие: выставляем автомобиль относительно края оврага строго перпендикулярно, включаем полный привод, одновременно переводя рычаг раздаточной коробки в положение, соответствующее понижающему ряду, и очень медленно, на первой передаче, начинаем спуск. Ни в коем случае не трогайте никакие педали! А еще лучше попросите, чтобы кто-нибудь привязал ваши ступни к полу во избежание искушения нажать на тормоз, газ или, что еще опаснее, сцепление (шутка…). В случае нажатия на педаль тормоза (а это наиболее естественная человеческая реакция в подобной ситуации) может произойти следующее: колеса заблокируются, и начнется необратимый снос задней оси. А так как склон очень крутой, это приведет к неуправляемому боковому скольжению и в конечном счете к перевороту!!! Ничего себе искупались!.. Еще раз настоятельно напоминаю: ни в коем случае не следует нажимать педали! Поверьте, двигатель, коробка передач и раздатка сделают свое дело. А вот выезжать будет еще сложнее… Говоря определеннее: если вы недостаточно объективно провели оценку своих возможностей, то можете надолго оказаться в плену оврага! Мощности движка, цепкости колес и возможностей трансмиссии может не хватить для того, чтобы одолеть вставшую на пути стену. Но попытаться стоит…
Выезжать необходимо под прямым углом к горизонту, поскольку при движении по диагонали может развернуть боком и… Еще очень важный момент: если подъем затяжной, то передачу выбирайте из расчета, чтобы без переключений подняться наверх. Ведь нередко случается, что всю накопленную динамику разом гасит неверно выбранная ступень.
Ну, на сегодня, пожалуй, достаточно. Мы у цели. Скорее в воду! Жизнь удалась! Надеемся, у вас получилось без особых проблем проделать обратный путь?
По материалам журнала «4x4Club» www.club4x4.ru