Двигатель — Клапаны
Реанимировать можно любой "уставший" автомобиль. Но технические трудности при этом велики.
Без запчастей, какого-то станочного парка, сварки и другой технологической поддержки тут не
обойтись. Главное же – заводские инструкции по ремонту (они теперь доступны) ничего не говорят
о возможных альтернативных решениях, тем более о проблемах выбора среди деталей, материалов
и инструментов, которые есть на сегодняшнем отечественном рынке. Именно таков круг вопросов,
в котором и энтузиаст-одиночка, и механики "малого сервиса" испытывают недостаток информации.
Его мы и хотим по мере возможностей восполнить.
Рано или поздно любой двигатель становится источником неприятностей: глохнет в пути, не хочет
запускаться по утрам, хуже тянет, "ест" лишнее топливо и масло. Вполне вероятно, что причина его
капризного поведения незамысловата: достаточно прочистить карбюратор, отрегулировать
зажигание и заменить маслосъемные колпачки, чтобы все вошло в норму. Но бывает, что
традиционные подходы ему не помогают, а при замерах компрессии выясняется, что в одном или
нескольких цилиндрах она ниже допустимой, – и вопрос становится серьезным.
Тогда прежде всего уточняют характер неисправности: износ цилиндро-поршневой группы,
подгорание фасок клапанов или износ стержней и направляющих втулок. Техника диагностирования
достаточно проста и описана во всех пособиях по ремонту двигателей.
Потом определяются с ремонтом. Тут только нужно взять себе за правило: от всяких
чудодейственных жидкостей быть подальше. Эффект в принципе возможен, но достигается редко,
обычный результат – лишние затраты и хлопоты. Лучше сразу ориентироваться на полноценную
ремонтную процедуру.
Найти мастерскую, где лечат двигатели, сегодня уже не сложно, причем не только в крупных
городах. Но вот как там организована работа, каково ее качество? Жизнь показывает, что при всей
важности опыта и квалификации сотрудников хорошие результаты без специального оборудования
и оснащения недостижимы, а в этом плане разброс технической вооруженности наших станций и
механиков, увы, велик. И если сказанное выше касалось в основном автомобилиста-
эксплуатационника, то дальнейшее изложение адресовано не столько ему, сколько именно
механику, ведь речь пойдет о технологии.
В случаях, когда результаты диагностической проверки указывают на неисправность клапанного
механизма, головку блока надо снимать. Первое действие после демонтажа, разборки и общего
осмотра – оценка зазоров между стержнями клапанов и их направляющими втулками. Если они
выше предельно допустимых значений, клапаны заменяют на новые. Но когда эта половинчатая
мера недостаточна, приходится заменять и втулки тоже.
Для небольшой мастерской такая операция представляет известные трудности: чугунные втулки
запрессовывают в алюминиевый корпус с натягом. Чтобы при этом избежать микротрещин и
смятий, втулки приходится предварительно охлаждать в жидком азоте (температура – 196° С), а
корпус подогревать до 160–170° С (выше могут возникнуть вредные последствия). Все это довольно
сложно, трудоемко и зачастую просто невоспроизводимо в полукустарных условиях. Поэтому в
редких мастерских не отклоняются от предписанных условий, что прямо выливается в потерю
качества посадки и искажение геометрии узла. Ее потом исправляют, обрабатывая "по месту" седла
клапанов зенкером или шарошкой, и сами клапаны долго и утомительно притирают.
Но сегодня существует и другая методика, в высшей степени рентабельная как по трудоемкости,
так и по вложению средств, которая при этом гарантирует высококачественные результаты. Она
достигается применением оригинального и почти неизвестного в нашей практике инструмента
американской компании "Ньюэй" (Neway).
С его помощью восстановление изношенных направляющих втулок производится на месте, без
выпрессовки! Специальные ножи-ролики вызывают пластическую деформацию металла,
компенсируя износ внутренней поверхности втулки, одновременно формируя в ней спиральный
желобок, который улучшает условия смазки стержня клапана, а также служит своеобразным
лабиринтным уплотнением, облегачающим задачу маслосъемным колпачкам.
В комплект входят пять ножей и набор разверток для финишной обработки втулки. Характерно, что
все операции с инструментом "Ньюэй" ведутся вручную и не связаны с электроснабжением или
другой энергией извне.
Теперь о седлах клапанов. При традиционных методах их обработки направляющая шарошки или
зенкера свободно вращается во втулке клапана. Фрезы "Ньюэй" имеют неподвижную ось, которая
плотно фиксируется уже в восстановленной втулке самоустанавливающимся расширительным
цанговым "пилотом". Фреза надевается на ось с прецизионным зазором 0,5 мкм, что обеспечивает
минимальный допуск обработки. Фрезы "Ньюэй" за счет уникальной заточки и формы режущих
кромок формируют на поверхности седла клапана специальный микрорельеф типа "гребенка":
приработка клапана и седла происходит быстро и эффективно, а надобность в притирке отпадает.
Производительность их высока: любая фаска на седле клапана получается за 3–4 оборота
инструмента.
Последний этап – восстановление рабочих фасок самих клапанов. Для этой операции фирма
"Ньюэй" предлагает специальный инструмент "Гизматик-2". Клапан неподвижно фиксируют в
специальном приспособлении, которое, в свою очередь, устанавливают в слесарные тиски.
Достаточно нескольких вращений фрезы (осевая подача обеспечивется микролифтом), чтобы
получить идеальную концентрическую поверхность клапана. Заметим, что на его рабочей
поверхности, как и при обработке седла, также формируется специальный микрорельеф.
Вот, собственно, и все. Остается лишь промыть и смазать все детали, и можно собирать головку.
А притирка? Напомним еще раз: при работе инструментом "Ньюэй" в этой утомительной, долгой и
нудной операции нет никакой необходимости. После обработки пары "клапан-седло" сопряжение
обеих деталей происходит по очень узкому пояску, практически по линии.
Достигается это небольшим (до одного градуса) расхождением углов обработки рабочих
поверхностей седла и клапана (между ними образуется так называемый интерференционный угол).
В первые секунды работы двигателя площадь сопряжения увеличивается за счет смятия
поверхностных выступов созданного микрорельефа на фасках, а затем происходит необходимое
100-процентное уплотнение.
При стоимости набора оснастки около 400 долларов (в зависимости от комплектации) "Ньюэй"
может окупиться в первый же месяц работы, а при ремонте двигателей иномарок принести
заметный доход.
- Зачем нужны проставки?
- Какие шины выбрать?
- Как часто нужно менять тормозные колодки?
- О параллельности мостов автомобиля и прицепа
- Двигатель — Владельцам автомобиля с дизельным двигателем — Чем привлекает дизель
- Аккумулятор — Берегите аккумулятор!
- Подготовка автомобиля к зиме
- Двигатель — Владельцам автомобиля с дизельным двигателем — Почему дизель шумит
- Генератор — Ремонтировать или менять?
- Не заводится – полезные советы