Главная / Автокомплектующие / Масла: общие сведеньяКарта сайта

Масла: общие сведенья

19 февраля 2007

 

Трудно представить себе устройство, в такой большой степени зависящее от системы смазки, как автомобильный двигатель. Система должна не только подавать смазку ко многим вращающимся узлам, работающим с малыми зазорами и находящимися при очень высоких рабочих температурах. Смазка, предназначенная для работы в таких жестких условиях, должна противостоять окислению и отложениям на деталях, предотвращать коррозию и образований ржавчины на поверхностях в те периоды, когда двигатель не работает, быть способной задерживать частицы грязи так, чтобы они могли быть удалены тогда, когда масло проходит через фильтр, препятствовать задирам на поверхностях, которые трутся друг о друга (например, кулачки распределительного вала), работать на высокотемпературных деталях в качестве амортизатора между движущимися деталями, уменьшая трение и многое другое. Это серьезный список требований, но в течение многих лет нефтехимики разработали составы и присадки, которые помогают решению указанных выше задач. Большинство моторных масел представляют собой смесь углеводородных соединений с присадками для улучшения их свойств, которых не имеет базовое масло. Без тех фантастических свойств моторного масла автомобильный мотор не был бы надежным долгоживущим агрегатом, а форсированный гоночный двигатель так и остался бы недостижимой мечтой. Моторные масла классифицируются двумя способами. Классификация по API (AMERICAN PETROLEUM INSTITUTE) отражает уровень качества масла, по SAE (SOCIETY OF AUTOMOTIVE ENGINEERS) отражает вязкость масла. Некоторые фирмы-производители масел предлагают масла для использования в гоночных двигателях. Эти масла имеют высокую сопротивляемость и низкое вспенивание, не считая других преимуществ. Использование специальных “гоночных” масел в форсированных двигателях для повседневной езды не имеет смысла с экономической точки зрения.

Классы вязкости по SAE подобно классификации по API разделяются на 2 группы. Масла, испытываемые при низких температурах (от -5 до -35°С) имеют в обозначении букву W и относятся к классам OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W. Масла, проверяемые при высоких температурах (100°С) не имеют в своем обозначении буквы W и относятся к классам 20, 30, 40 и 50. Масла, испытываемые при низких и высоких температурах, называются всесезонными, имеют в своем обозначении оба номера, например 20W40. Не существует единственного лучшего по классификации SAE масла для использования в форсированных или гоночных двигателях. Известно, что идут споры между пользователями двигателей на тему, какое масло работает лучше в конкретном двигателе. Эту разницу можно понять в том случае, когда вы рассматриваете все возможные масла с вязкостью от 20W до 40 по SAE и все масла с одной вязкостью, всесезонные масла обеспечивают отличные смазывающие свойства. Вдобавок, проверки смазывающих свойств имеют склонность к ошибкам, т.е. измеряемая разница в мощности мала и изменения в вязкости незначительно влияют на выходную мощность. Синтетическое масло уникально в том смысле, что молекулы, служащие основой масла, не являются простыми молекулами, содержащимися в сырой нефти, а представляют собой большие молекулы, “выстраиваемые” в процессе изготовления масла из сырой нефти и/или других источников. Результатом всей этой химии будет то, что масло будет противостоять более высоким нагрузкам и температурам в течение длительного периода времени. Некоторые фирмы-производители масел утверждают, что их масла выдерживают 80 000 км и больше. Наиболее важным преимуществом синтетических масел является то, что они поддерживают более стабильную вязкость при увеличении температуры. Нормальное масло может потерять неразрывную масляную пленку при температурах порядка 150° С, тогда как многие синтетические масла могут надежно работать при температурах порядка 150° С. Такая стабильность вязкости означает, что вы можете использовать масло одной (низкой) вязкости, т. к. оно сохраняет хорошие смазывающие свойства. Более жидкое масло, в свою очередь, позволяет двигателю выдавать большую мощность, т. к. будут уменьшены потери от прокачивания и трения. Для повседневного использования цена является серьезным фактором. Некоторые синтетические масла по цене могут в пять раз превышать качественные минеральные масла. Эта высокая цена может быть частично уменьшена путем введения синтетической основы в стандартные минеральные масла. Некоторые из этих смесей проявляют многие свойства “чистых” синтетических масел. Существует несколько марок полусинтетического масла, которые содержат примерно 50 % синтетической основы и демонстрируют большинство из эксплуатационных преимуществ “чистых” синтетических масел при относительно невысокой цене.

Источник: http://www.autotime.ru

Top